Ви є тут

Смерть Тентажиля в студии на Поварской. Дорепетиционная работа В.Э. Мейерхольда над литературными и иконографическими материалами и ее значение для формирования принципов условного театра : Май - июнь 1905 г.

Автор: 
Конаев Сергей Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275863
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение............................................................3
Глава I. «Сознание несознанного»...................................30
Глава И. «Беседы о Метерлинке» и беседы о Метерлинке...............65
Глава III. Поиски пластического решения «Смерти Тентажиля»........113
Заключение........................................................300
Список использованной литературы и принятых сокращений............306
Список изданий, просмотренных с целью атрибуции изображений.......314
3
Введение
Исследования, строящиеся на выявлении круга чтения писателей и тех источников, которыми они пользовались при создании своих произведений, прямых и скрытых цитат, составляют весьма плодотворное направление филологии. В театроведении подготовительная работа режиссера, этапы обдумывания пьесы, стимулирования воображения (например, чтением книг, впечатлениями от экспедиций и т.д), поиски материалов к постановке чрезвычайно редко становится предметом специального рассмотрения и реконструкции.
Подготовительная работа является составной частью «творческой лаборатории» художника, исследовать которую — одна из трудных и увлекательных задач для историка искусства. Чтобы эго исследование было сколько-нибудь достоверным, логично обратиться к документам, сохраняющим следы созидательного процесса. Их наличие или отсутствие, в свою очередь, напрямую зависит от способов творчества, личных или общепринятых в ту или иную эпоху привычек, стремлений и потребностей: думать с карандашом или не доверять записям, творить на листе или всегда с листа, делиться открытиями со всеми или избегать передачи ощущений и импульсов словами, вести или не вести дневники, собирать творческие материалы или не придавать значения такому собирательству.
В современном контексте, когда завершается определенный цикл развития режиссерского театра и вопрос о том, «как и почему» возникла режиссура, является одним из самых обсуждаемых и актуальных, естественно обратиться к периоду становления профессии и первым шагам сс родоначальников.
Тем более что сами они — прежде всего К.С.Станиславский и Вс.Э.Мейерхольд — всю жизнь собирали свои архивы. Отчасти это объяснялось традициями среды: по словам И.Н.Соловьевой, несколько поколений Алексеевых отличал «вкус к тому, чтобы беречь все

Глава I. «Сознание несознанного»
Приступая к анализу лорепетиционной работы Мейерхольда нал «Смертью Тентажиля», необходимо рассмотреть предпосылки и творческие импульсы, определившие ее ход. Решению этой задачи помогают свидетельства режиссера, приведенные в разных главах его статьи «Театр. К истории и технике».
Статья Мейерхольда имеет сложную природу, несколько хронологических и смысловых слоев. Режиссер старался держаться в ней хронологии событий, использовал свои тексты, возникшие летом 1905 г., но при этом редактировал их исходя из позднее приобретенного опыта Заново, с теми же книгами, осмыслял ранее прочитанное, подтверждал свои мысли примерами из прочитанного позднее.
В этой статье Мейерхольд подчеркивает, что едва ли не решающее влияние на создание первой постановки «почти идеального Условного театра» оказали, с одной стороны, теоретические положения М.Метерлинка и
В.Я.Брюсова, а с другой — искания художников Театра-Студии, в которых сам режиссер вплотную участвовал.
1. Режиссер и теоретики.
Эпоха становления режиссерского театра отмечена взаимодействием театральной практики и театральной теории. Было бы неверно и не плодотворно вести споры о приоритетах, о том, кто именно — режиссеры или теоретики — ввели то или иное положение в театральное сознание. Важно видеть этот процесс в его исторической целостности, во взаимопроникновении усилий теоретиков и практиков. Общую логику этого процесса еще в 1922 г. раскрыл П.А.Марков в статье «Судьба формального театра», напечатанной в первом номере журнала «Мастерство театра». Марков говорил о поворотном значении деятельности тех «мечтателей о театре», появление которых предшествовало режиссерской революции
32
начала XX века и сопровождало ее важнейшие этапы. «Под мечтателем разумею поэта, художника, теоретика, носящего в себе свой образ театра, постигающего его первоначальную сущность и задачи», — писал он (Марков 111, 86).
Во взаимодействии «мечтателей о театре» и практиков театра Мейерхольду принадлежала выдающаяся роль.
Работа над «Смертью Тентажиля» была первой попыткой практического претворения новейших «театральных мечтаний».
Мейерхольд декларировал:
«Первые попытки создания Условного театра по плану, подсказанному М Метерлинком и Вал Брюсовым, взял на себя Театр-Студия».
(А"истории и технике 1908, 15?)
В черновике цитируемой статьи та же мысль имеет личный оттенок.
«Статьи Метерлинка, а затем статьи Брюсова, сильно поразившие мою душу и заставившие меня в моей прошлой режиссерской деятельности приложить все старания к тому, чтобы создать театр именно по плану Метерлинка и Брюсова...»
(А' истории и технике, черновики, л. 6)
Добавим, что даже в начале 1930-х гг. Мейерхольд продолжал подчеркивать значение положений, выдвинутых этими теоретиками символизма, для начатой им в 1905 г. практической разработки принципов условного театра (см.: Наследие Мейерхольда /, 79).
О том, чем именно режиссера поразили статьи Метерлинка и Брюсова, он подробнейшим образом рассказал в главе «Литературные предвестия о новом театре» своей первой программной статьи.
Эту главу следует рассмотреть как документальный источник, отразивший процесс усвоения и переработки режиссером теоретических положений Брюсова и Метерлинка, источник, позволяющий проследить, что именно почерпнул Мейерхольд в теоретических построения бельгийскою драматурга и виднейшего теоретика русского символизма и как он намеревался претворить эти теории в работе над «Смертью Тентажиля».