2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение....................................................... 3
Раздел первый. Социологическая интерпретация производственной
адаптации...................................................... 12
Раздел второй. Молодые специалисты с высшим образованием как
социапьная группа и субъект производственной адаптации......... 53
Раздел третий. Факторы производственной адаптации молодых специалистов с высшим образованием.............................. 80
Раздел четвертый. Основные направления оптимизации производствен-
«.• • •
ной адаптации молодых специалистов с высшим образованием 109
Заключение..................................................... 147
Список использованной литературы............................... 157
Приложение..................................................... 177
3
Введение
Актуальность темы исследования. Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства.
Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием. Прежде всего, потому, что перестала существовать государственная система трудоустройства выпускников вузов, утрачены социальные гарантии и льготы, существовавшие при социализме, произошли изменения требований к инженерному груду, связанные с модификацией его характера и содержания в рамках как новых, так и существовавших ранее специальностей. Данные процессы и явления происходят на фоне глубокого социально-экономического кризиса, спада производства, изменения системы жизненных и трудовых ценностей большей части населения страны, нарастания массовой безработицы. Только за период с 1997 по 1999 годы доля трудоустроенных выпускников вузов упала с 53% до 35%. Из числа трудоустроенных выпускников лишь 59% находят работу по полученной специальности.1
Вместе с тем современное общество заинтересовано в преодолении социально-экономического кризиса и развитии производственной сферы, что невозможно без развития ее социального потенциала. Справедливо считается, что если развитие есть стратегия жизни, то адаптация - это тактика, которая
1 См.: Карезин В. Куда податься молодому специалисту?//Управление персоналом. - 2000. -№ 2. - С.63
16
В зарубежной социологии вопросы, связанные с адаптацией личности, разрабатывались такими известными учеными как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж.Мид и др.
Согласно теории социального действия М.Вебера16 поведение индивида в период адаптации носит социальный характер, так как оно направлено не только на разрешение его жизненных проблем, но и сознательно ориентировано на ответное поведение других людей, на их реакцию. Кроме того, оно является целерациональным, ибо в его основе лежит ожидание определенного поведения социального окружения и использование этого поведения для достижения своих целей. При этом индивид выбирает те средства, которые оптимальны и дают максимальную выгоду.
По Т.Парсонсу личность благодаря учению всегда находится в состоянии изменений. Однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения. Рассматривая адаптацию с позиции освоения роли, ученый считает, что исполняемая человеком роль определена нормативными ожиданиями окружающих его людей. Овладевая той или иной ролью, индивид усваивает различные культурно-исторические ценности, поэтому, по мнению ученого, не существует роли или коллектива, которые не регулируются нормами и не характеризуются приверженностью определенным ценностным образцам.'7
Основную проблему в отношениях личности и социальной системы, Т.Парсонс видит в усвоении, развитии и утверждении адекватной мотивации для участия в социально значимых и контролируемых образцах действия. Общество, если оно желает воспроизводиться как система на основе этих действий, должно адекватно вознаграждать своих членов через такие образцы действия, а также предоставлять индивидам набор ролевых возможностей, достаточных для реализации их личностных и его собственных потребностей.
16 См.: Вебер М. Избранные произведения;1! 1од ред. Ю.Н. Давыдова. - М., 1990. - С.602-643.
17 См.: Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - С.25-26.
17
Социально адаптированной личностью [’.Парсонс считает, прежде всего, «нравственно интегрированную личность», которая обладает следующими «гражданскими добродетелями»: «чувствует себя обязанной жить
соответственно ожиданиям, связанным с ее по-разному определенными ролями: быть «славным малым», «хорошим студентом», «умелым рабочим» и т.д. Она обязана и внутренне ощущать эту обязанность, должным образом признавать узаконенный авторитет других и должным образом пользоваться собственным. Она обязана уважать права других, и в некоторых случаях ее обязанностью, опирающейся на моральные мотивы, может быть обязанность настаивать на уважении к собственным правам. Наконец, эта личность должна признавать статус других в стратификационной системе и, в особенности, но ни в коем случае не исключительно - статус тех лиц, которые стоят выше нее».18 Таким образом, социализация рассматривается в концепции ученого как процесс производства некоего стандартного индивида с готовой системой ролей, отвечающих "потребностям общества". В рамках такого представления любое отклонение индивида от среднего уровня объясняется его недостаточной социализованностыо, а тяготение к стандарту представляется естественной потребностью личности.
Близкой позиции придерживается английский ученый Дж.Мид, рассматривая адаптацию как усвоение индивидом предписанных норм и социальных ролей. Рассматривая проблему социального контроля, ученый пишет о людях как "исполнителях роли обобщенного другого", понимая под этим то, что каждый индивид подходит к миру с точки зрения культуры своей группы. Каждый человек воспринимает, думает, составляет суждения и контролирует себя согласно рамкам представления группы, в которой он задействован. Обобщенный другой связывает субъект и объект в единство, индивида и его представление о самом себе в обществе с тем объективным, что находится вне индивида. Получается, личность заимствует у своей группы
10 Парсонс Т. Мотивация экономической деягельности//СтруктурнО'функш1ональиь1й анализ в современной
социологии: Информационный бюллетень ССА. М., 1969. - №3. - С. 10.
- Київ+380960830922