Ви є тут

Институализация управления проектами в современной России: проблемы и перспективы

Автор: 
Мисютин Алексей Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294577
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
Глава 1....................................................14
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ КАК НОВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И
КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА..................................14
§1. Менеджмент проектов как метод и система управления. От
управления программами к управлению проектами............14
§2. Содержание и преимущества управления проектами как метода 39
§3. Социально-исторические предпосылки и условия возникновения
современного проектного управления.......................50
Глава П. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУАЛИЗА1 ЩИ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ..............................78
§1. Институализация управления проектами.................78
§2. Проблемы профессионализации управления проекгами в России.... 99 §3. Состояние и перспективы институализации управления проектами в
России...................................................118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................140
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ....................................149
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Формирование основных черт постиндустриального общества и связанная с этим глобализация социальной жизни оказали существенное влияние на систему социальных практик. Традиционные социальные практики, основанные на долговременной связи работника с корпорацией, обеспечивающие статусный рост в зависимости от стажа работы и передаваемые как семейная профессиональная традиция, подверглись в конце XX века эрозии и заменились характерной для постмодернистского сознания нового общества мобильностью и личной креативной значимостью. Человек как социальный субъект рассматривает свою личную стратегию в условиях все возрастающей динамичности социальной жизни и ориентируется на поиск не постоянного места работы, а наиболее эффективных ниш для личного роста и связанного с этим мобильного переобучения и умения работать в сменяющихся коллективах-командах. Формируется принципиально новое социальное профессиональное сознание - проектное сознание. Субъект входит в команду исполнителей проекта, успешно реализует проект и переходит к новому проекту, выполняемому с другой командой. Возрастает ценность личного опыта и креативных навыков, умение работать в новой команде, более высокая степень личной ответственности и самостоятельное формирование личного портфолио.
Этот социальный процесс влияет и на структуру профессиональной деятельности корпораций. Корпорации, построенные по функциональному принципу, не справляются с вызовами инновационного развития, требующими синэнергетических усилий и построения сетевого
15
используются разные типы управления. Как полагает В.Н.Михеев, «некорректно говори ть «менеджмент» в технической системе», для этого используется такой тип управления, как контролирование, или регулирование (control). Многочисленные трактовки (полисемия) понятия менеджмента сводятся к тому, что это тип управления в социальной системе в среде рыночного типа5, причем при всей широте трактовок понятий «управление» и «менеджмент» их смысл все равно различается»6. Кроме того, «в понятии «менеджмент» всегда есть человек, в отличие от понятия «управление», которое в ряде случаев не предполагает человеческую деятельность (автоматическое управление, управление в живом организме и др.)»7.
Иными словами, менеджмент - это не любой тип управления, а управление социальными системами, людьми, осуществляемое человеком.
Заметим, что отсюда следует, что не всякое управление есть менеджмент, однако всякий менеджмент есть управление. Менеджмент -более узкое, конкретное понятие, управление - понятие более широкое, охватывающее менеджмент наряду с другими типами управления (управление неживыми, природными, автоматическими, информационными системами, а также управление, осуществляемое автоматически, без участия человека).
Поэтому было бы ошибкой сказать, что, говоря о менеджменте, нельзя использовать понятие «управление». Необходимо лишь уточнять, о каком конкретном типе управления идет речь.
5
6 Михеев В.Н.Указ. соч. - С. 66.
7 Там же.
16
Но, когда речь идет об управлении проектами, то уточняющую роль берет на себе понятие «проект». Согласно определению самого
В.Н.Михеева, «проекты и программы - это уникальная (по совокупности) человеческая деятельность по созданию новых ценностей будущего»8. Под ценностями понимаются «ценности разной природы и позиционной значимости - социальные, индивидуальные, физические, культурные и т.п.»9. Такие ценности, как отмечает В.Н.Михеев, «могут быть в разной степени новыми и значимыми как для всего сообщества, так и для отдельных людей и их групп. А результаты проектов по-разному могут повлиять на формирование новой «картины мира» у многих людей»10.
Таким образом, из самого понятия «проект», во-первых, вытекает социальная природа объекта управления. Проект - это всегда деятельность людей.
Во-вторых, поскольку каждый проект уникален (по совокупности), управление им не допускает полной алгоритмизации, и, таким образом, оно может осуществляться только человеком. Это всегда творческая, инновационная деятельность, которая не может быть поставлена «на поток» и передана исполнителю или машине.
Эти соображения вполне оправдывают использование термина «управление проектами», который широко используется отечественными специалистами как в практической деятельности, так и специальной литературе11, а также в переводах иностранной литературы12.
s Там же. - С. 29.
9 Там же.
10 Там же.
11 См.: Бусыгин A.B. Деловое проектирование и управление проектом. Курс лекций. —
М.: Бусыгин, 2003; ГеЙзлер П.С., Завьялова О.В. Управление проектами: Практическое пособие