Ви є тут

Институциональные последствия коммерциализации высшего профессионального образования

Автор: 
Коваленко Сергей Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294874
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования институциональных изменений ВПО......................................16
1.1. Концептуальные подходы к исследованию образования...........16
1.2. Модели социальной политики и принцип отнесения к ценности в исследовании институциональных изменений ВПО.................26
1.3. Экспертная аргументация коммерциализации ВПО................51
1.4. Динамика коммерциализации ВПО...............................82
Выводы по главе 1................................................90
Глава 2. Социологический анализ институциональных последствий
коммерциализации ВПО.................................................98
2.1 Влияние образовательных потребностей домохозяйств на структуру подготовки специалистов........................................105
2.2. Изменение мотивации студентов к обучению..................116
2.3. Расходы и готовность к инвестициям домохозяйств в ВПО 133
2.4. Устойчивость поведения домохозяйств в сфере ВПО............147
Выводы по главе 2...............................................153
Заключение.........................................................157
Библиография.......................................................162
2
(
Введение
Актуальность темы исследования. Институт образования является одним из ключевых объектов исследования в социологической науке. Анализ структуры института образования, явных и латентных общественных функций, устойчивых образцов, складывающихся в процессе внутриинституцио-нального взаимодействия и способов координации взаимодействий с другими общественными институтами, имеет большое значение и для социологической теории, и общественной практики. Без строгого научного понимания сущности происходящих внутри образовательных институтов изменений, направления и потенциала трансформаций в образцах институционального взаимодействия нельзя эффективно и своевременно оказывать регулирующее воздействие на сферу образования, которая относится к приоритетным объектам политики социального государства
Специфику модернизационных трансформаций институтов российского образования в настоящее время определяют два социальных процесса. Первый процесс связан с усилением общественной роли институтов производства и передачи знаний; второй — с расширением глобального рынка и его проникновением в новые общественные сферы. Последние два десятилетия проходят под знаком модернизации российского общества, ориентированной на развитие рыночных отношений в социальной сфере ради повышения эффективности ключевых социальных институтов и институциональных взаимодействий. Указанные процессы нашли свое выражение в усилившейся коммерциализации институтов социальной сферы, в том числе и институтов высшего профессионального образования (ВПО). В результате реформ в России появилась новая институциональная среда платного образования, в которой для удовлетворения общественно значимых образовательных потребностей должны были складываться иные правила взаимодействия, иерархии статусов, ролевые репертуары, основанные на специфических ценностнонормативных представлениях. Новая институциональная среда проектирова-
3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследова-
ния институциональных изменений ВПО
1.1. Концептуальные подходы к исследованию образования
В российской традиции между ступенями образования всегда поддерживались предельно четкие границы. В частности, среднее (полное) общее образование, несмотря на нюансы престижа и введения элементов профессиональной подготовки (например, через объединенные профцентры), никогда не смешивалось с начальным или средним профессиональным образованием. Такая же строгая граница проходит между российским средним и высшим профессиональным образованием.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании», в РФ «высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования»2. К сожалению, в основополагающих законодательных актах РФ не предусмотрено прямого определения высшего профессионального образования, а раскрытие его сущности связывается с понятием стандарта высшего профессионального образования. Такая ситуация в некоторой степени препятствует отделению социологического подхода к изучению образования от педагогического, так как понятие «стандарт образования», разграничивающий ступени образования, является педагогическим и не адаптировано для применения в социологическом исследовании.
Демаркационная линия между социологическим и педагогическим подходом к изучению образования проводится в статье Г.Е. Зборовского «Образование: научные подходы к исследованию». По мнению автора, социологический подход к изучению образования направлен на выявление роли и места образования в социуме: его взаимодействия с политическими, социальными,
2 Об образовании: Федеральный закон в редакции 24 апреля 2008 г. Ст. 24.
16
культурными, экономическими подсистемами, различными институтами, структурами, организациями. Социологический подход также концентрируется на его эффективности в социально-экономическом и культурнонравственном аспекте.
В социологическом подходе исследуется диалектическая связь образования с социумом. С одной стороны, «образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем», а с другой. — «любое образование, включенное в общественную систему, не может оставаться безразличным к ней, так или иначе воздействует на нее, заставляет систему реагировать на потребности образования». Отличительной чертой социологического подхода к изучению образования является его направленность на поиск степени удовлетворенности образованием различных социальных общностей, включенных или не включенных в систему образования, «выявление социального самочувствия различных групп в сфере образования»3.
По мнению ведущих отечественных теоретиков социологии образования, внутри социологического подхода к изучению образования сложилось несколько направлений4. К наиболее распространенным и часто применяемым относятся институциональный, системный (неофункциональный) и конфликтологический подходы. Наряду с ними в научной литературе можно встретить описания деятельностного, социокоммуникативного, социокультурного, субъектного и др. подходов. Обратимся к рассмотрению основных подходов к изучению образования в современной социологии.
3 Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 25.
4 См.: Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21-29; Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992; Осипов А.М. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новгород: НГУ, 1998; Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования. 1994. № 8-9. С. 62-70.
17