СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................... 3
Глава 1. Потребление в фокусе социокультурного анализа..............16
1.1. Теоретические подходы к анализу потребления как социального феномена........................................................16
1.2. Социокультурная роль потребления в индустриальном обществе .... 38
1.3. Культурные смыслы потребления в современном массовом обществе .........................................................61
Глава 2. Потребление в контексте социально-исторического развития российского общества............................................80
2.1. Функциональные особенности потребления на индустриальном этапе развития советской России......................80
2.2. Становление пространства консьюмеризма в постперестро-ечной России...............................................104
2.3. Символико-коммуникативные функции потребления в современной России...........................................131
Заключение.........................................................154
Список использованной литературы...................................159
Приложения.........................................................174
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в социальной науке все чаще появляются работы, в которых потребительская природа современного человека превозносится над всеми остальными составляющими его социокультурной идентичности. Потребление интерпретируется уже не столько с точки зрения целостности процесса воспроизводства социальной системы, сколько как конституирующий признак конкретного общества, его социальных групп и индивида. Другими словами, в развитых западных странах, которые выступают объектом современных социальных концепций, произошел сдвиг понимания индивидуальных практик потребления от их экономической трактовки к рассмотрению их социокультурного смысла в организации социетальной подсистемы общества.
Тенденция обретения потреблением доминирующей роли в цикле воспроизводства общества, на первый взгляд, представляется отдаленной перспективой для России. Это естественно, поскольку в стране, где численно доминирующие массовые слои являются экономически бедными, в центре внимания по-прежнему остаются проблемы производства и обеспечения доступности необходимых условий организации социальной жизни. Вместе с тем информационная открытость современного российского общества и масштабная информатизация общего среднего образования сделали привлекательной западную культуру потребления для широких социальных слоев. В настоящее время происходит революция потребительских притязаний, формируется новая система средств потребления, аналогичная иностранным образцам.
Рыночные реформы и демократизация политической системы создали условия для формирования в России заметного слоя людей, которые по своим материальным ресурсам могут позволить себе воспроизводить стиль жизни зажиточных групп развитых стран мира. Данные процессы определяются
венные (базисные) отношения сосредоточены в процессе производства, а потребление хотя и является конечной целью, но выступает чем-то вторичным1.
Традиционно, не только в рамках экономики, но и других дисциплин, под потреблением понимают способ удовлетворения базовых, необходимых для поддержания жизни потребностей посредством разового или длительного расходования (уничтожения) материальных благ (товаров)2. В связи с этим необходимо уточнить, что в современном мире все более значимая часть потребляемых благ выражена не вещами, а услугами, которые могут вообще не принимать предметную форму, реализуясь посредством отношений между людьми. Поэтому физическая сторона процесса потребления имеет подчиненный характер3. Кроме того, основная цель потребления - удовлетворение потребностей человека, также нуждается в конкретизации. Очевидно, что удовлетворение эстетических запросов в процессе созерцания природных ландшафтов или реализация креативного потенциала в творческой деятельности не категоризируется через потребление. Но потребление сопряжено с безвозвратным расходованием стоимости (неважно, затрагиваются ли в этом процессе предметные формы благ). И в этом заключается его отличие от других элементов хозяйственного процесса, связанных с созданием, сохранением стоимости и сменой ее форм. Наконец, следует также подчеркнуть, что речь идет о личных потребностях человека. В этом смысле использование промежуточных продуктов в качестве производственных ресурсов не относится к потреблению как таковому4.
Сделав необходимые уточнения, прейдем к непосредственному рассмотрению социологической концептуализации потребления в современной
1 Иванов Д. И. Указ. соч. С. 11.
2 См. напр.: Эджел Д. Ф., Блэкуэлл Р.Д., Мипиард Г1. У. Поведение потребителей. СПб., 1999; Бадаев В.В. Экономическая социология; Тимченко Е.В. Указ. соч.; Бауко-ваЮ.В., Ершова Ю.Г., Пинаев К.Е. Влияние печатной рекламы в «толстых» журналах на демонстративное потребительское поведение молодежи //Ломоносовские чтения. Т. 1. М., 2002; и др.
3 Радаев В.В.Социология потребления: основные подходы. С. 5.
4 Ильин В.И. Поведение потребителей. С. 7.
17
науке. В этом отношении мы не будем строго придерживаться принципа хронологической последовательности возникновения соответствующих теорий, но попытаемся выделить концептуальные подходы к интерпретации потребления как социального феномена. Вместе с тем определенная корреляция между временем разработки той или иной теории потребления и характером его категориальной и сущностной интерпретации достаточно явно прослеживается. Подобная трансформация содержательной трактовки сущности и отличительных свойств данного феномена объясняется не только расширением и углублением методологического аппарата социологической науки, но и тем обстоятельством, что функции потребления в различные исторические периоды, его место и роль как социального феномена не оставались постоянными.
Попытка систематизации существующих социальных теорий потребления требует первоначального соотнесения социологического фокуса в анализе этого явления с предметным полем изучения в других дисциплинах. Как уже было указано, в классической политической экономии внимание акцентируется на производственном процессе, на том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество, с помощью денег или без их участия, избирают для производства товаров и распределения в целях потребления1. В.В. Радаев отмечает, что в рамках неоклассической экономической теории была сделана попытка преодолеть производственную парадигму. Например, у маржиналистов на передний план выдвигался «суверенный потребитель», который «...казался относительно независимым от структуры производства и интересов производителей, вынужденных подчиняться требованиям спроса. Но по существу их модель потребителя вобрала основные черты производственной модели, описывающей поведение фирмы, максимизирующей прибыль»2.
Кроме того, в качестве потребителя неоклассический подход в эконо-
1 Самуэпьсон П. Экономика. Т. 17. М., 1992. С. 7.
2 Радиан В.В. Экономическая социология. С. 352.
18
- Київ+380960830922