СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
§ I Государственная молодежная политика: принципы и пути реализации (региональный аспект) 14
§ 2 Социально-экономические характеристики молодежи 30
ГЛАВА И ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
§ 1 Доверие как социальный феномен и предмет социологического исследования 47
§ 2 Место и значение доверия в процессе развития социальной активности молодежи 68
ГЛАВА III ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ МОЛОДЕЖИ К ГОСУДАРСТВУ (по результатам эмпирического исследования)
§ 1 Анализ доверия молодежи к государственным институтам 90
§ 2 Пути повышения доверия молодежи государству 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Молодежь — та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России на ближайшие десятилетия. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Реализация интересов и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от конкретной политики и действий-власти на этом уровне. Разработка и реализация молодежной политики, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития как страны в целом, так и ее регионов. Одновременно активизируется роль социальных институтов, связанных с осуществлением этой политики.
При этом особую значимость приобретает проблема институционального доверия молодежи, т.е. доверия к социальным институтам и их представителям. Институциональное доверие выступает продуктом социально-экономических отношений, в том числе и молодежной политики.
Непоследовательность, разрозненность действий властей в экономике и социальных преобразованиях надломили систему доверия, создав вакуум общественного понимания политики государства. Колоссальный дефицит доверия стал причиной сворачивания общественной активности молодых людей, повысилась социальная напряженность, появились деструктивных молодежных движений и организаций.
Создание в структуре Правительства Российской Федерации Министерства спорта, туризма и молодежной политики (2008 г.) означает, что вновь возникло внимание к активизации молодежного ресурса в достижении целей социального, экономического и культурного развития России, активизировался процесс формирования институтов власти в этой сфере государственной деятельности. В этом случае особенно актуальным становится пре-
3
ГЛАВА 1 МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
§ 1 Государственная молодежная политика: принципы и пути реализации (региональный аспект)
Усложнение характера протекания социально-экономических процессов и ускорение течения социального времени ставят новые задачи по разработке адаптивных теоретических подходов в управлении социальными процессами. Одним из главных объектов социального управления в наши дни выступает молодежь, облик которой за последние 20 лет претерпел кардинальные изменения.
Многие болезненные для сегодняшнего общества «проблемы молодежи» некоторые исследователи связывают не только с реальными процессами в молодежной среде, но и с тем, что неудовлетворительно сформулирована сама концепция молодежи."
Молодежь (в широком смысле слова) можно определить как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни. В более узком (социологическом) смысле молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности. 12
11 С В. Алешенок. Методологические проблемы исследования молодежи (материалы дискуссии) М., 199S. С.47.
12 Е.Г. Слуцкий. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования -СПб.: БИС-ирннт, 2002.С. 123-135.
Отметим, что некоторые социологи считают, что в современном российском обществе нельзя говорить о молодежи, как о целостности, с четко выраженными отличительными чертами, вследствие высокой социальной дифференциации. Так С.И.Левикова, обобщая исследования 90-х годов, приходит к выводу о том, что «... трактовка молодежи как гомогенной, недифференцированной группы - абстракция, которая при рассмотрении социальной действительности, оказывается слишком обобщенной и плохо применимой на практике ..., даже в синхронном срезе, то есть для молодых людей, живущих в одно и тоже время, нет и не может быть молодежи «вообще», то есть являющихся носителем неких универсальных характеристик и признаков».13 Однако, придерживаясь такой точки зрения, аналогичным образом можно развенчать и другие социальные группы, например пенсионеров и детей, ведь в конечном итоге, каждая из групп есть совокупность индивидов и личностей, среди которых одинаковых не может быть по определению. Вследствие чего, проводя исследования молодежи, необходимо отталкиваться от принципа разумной дифференциации, основное внимание при этом, уделяя единству проблем.
В отношении общества к молодежи можно выделить два диаметрально противоположных подхода. С одной стороны, общество считает, что молодое поколение является носителем негативных качеств. Причинами этого, называются, прежде всего, неэффективность систем образования и культуры, вызванная, в первую очередь непродуманностью реформ и новвоведений, что недопустимо в современных условиях. Так Президент РФ Д.А. Медведев говоря о ситуации в сфере образования отметил, что «с передовых позиций мы откатились», при этом акцент им был сделан на то, что «слабость образовательной системы - это угроза конкурентоспособности страны в целом».14
ь С.И. Новикова. Молодежная су£>ъкультура: учебное пособие, М.: Фаир-пресс. 2004.С 29
ы Д.А Медведев. В России будет подготовлена национальная образовательная стратегия "Наша новая школа". [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.rost.ni/print/themcs/2008/l 1 /051545 15534.5И|т1
15
- Київ+380960830922