СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ 15
1.1. Социологический анализ научных представлений о здоровье с позиций социально-ценностного подхода........................ 15
1.2. Социальная обусловленность здоровья студентов как предметная область исследования......................................... 42
1.3. Региональные факторы и их воздействие на изменение статуса
здоровья студенческой молодежи............................... 62
ГЛАВА 2. ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 82
2.1. Социологический анализ ценностного отношения студентов
к своему здоровью............................................ 82
2.2. Отношение к здоровью в индивидуальных стратегиях и поведенческих практиках студентов............................ 98
2.3. Роль высшей школы в формировании эффективной системы
здоровьесбережения........................................... 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 143
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................... 159
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Трансформация современного российского общества, изменение базовых принципов жизнедеятельности формируют новые социальные практики современной студенческой молодежи, адекватные характеру и содержанию нагрузок, связанных с усложнением социальной жизни, изменением ее ритма. Разноплановость и диверсификация современных образцов поведения инициируют изменение базовых ценностей, ориентаций и стратегий поведения в студенческой среде. Приоритетными социальными ценностями являются высокий доход, образование, профессиональная карьера. Интересы, ценностные установки молодежи в настоящее время связаны в основном с техникой, информационными технологиями, формирующими искусственную среду обитания.
Обладание, указанными атрибутами представляется своеобразным социально-психологическим феноменом сознания акторов, приобретя черты своего рода утопии, в основе которой лежит высокое материальное благополучие и1 жизненный успех, достигаемые любой ценой, при этом вытесняются значимые нриродно-жизненные ценности, в том числе и здоровье.
Вместе с тем, здоровье по-прежнему остается наиболее важной ценностью, а его интегральный показатель - конечным результатом эффективного функционирования всех общественных систем. Состояние здоровья студенческой молодежи - один из важнейших обобщающих параметров здоровья нации, высокий статус которого в ряду других показателей определяется по следующим основаниям: студенчество представляет собой потенциал квалифицированных трудовых ресурсов страны, таюке является интеллектуальным потенциалом общества. Студенческая молодежь рассматривается и в качестве популяционного ресурса, что является фактором не только благополучия, но и безопасности страны и ее регионов. Так, например, в условиях демографической специфики Хабаровского края, здоровье молодежи рассматривается не только как ценность, но и как геополитический ресурс сохранения данного региона России.
В числе первых проблему ценностей в социологии рассматривал М.Вебер. Он трактовал ценности с позиции неокантианства, исходя из предпосылки о том, что осмысленным каждый человеческий акт может считаться только в соотнесении с ценностями, согласно которым определяются нормы поведения индивидов и их индивидуальные цели. Ценности выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны и относительны. Под ценностями он понимал установки той или иной исторической эпохи, выделяет две стадии формирования «культурно-исторической индивидуальности». Им разделяются субъективная оценка объекта и «отнесение к ценности», которое превращает индивидуальное впечатление в объективное при соотнесении с исторической системой ценностей.13 Таким образом, для диссертационного исследования значимо понимание Вебера, что формирование ценностей зависит от того, на каком историческом отрезке времени находится данное общество.
Э. Дюркгейм в своих произведениях анализировал взаимовлияние ценностно-нормативных систем личности и общества. По его мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, и, соответственно, «объективна уже благодаря тому, что она коллективна». Дюркгейм полагает, что «шкала ценностей оказывается таким образом свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов. Последние находят вне себя уже устоявшуюся классификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться».11 Механизмом, регулирующим поведение человека в обществе, является внутреннее принятие им социальных ценностей посредством внешнего принуждения: «мы явственно ощущаем, что не являемся хозяевами наших оценок, что мы связаны и принуждаемы. Нас связывает общественное сознание»15.
В своей работе «Ценностные и «реальные» суждения» Э.Дюркгейм отмечает навязывание обществом ценностей и норм в процессе социализации,
13 Вебер М. Избранные произведения: пер. с англ. М. : Прогресс, 1990. С. 108.
14 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: пер. с франц. М. : Канон, 1995. С.52.
15 Там же.-С. 56
16
хотя в то же время они являются желанными и представляют цель, к которой стремятся.16 Надо отметить, что такой подход находит отражение в современных условиях, переходного периода, когда человеку навязывают новые цели и ценности, которые он не всегда принимает, и как следствие возникают двойные стандарты морали.
Представитель структурно-функциональной концепции Т.Парсонс определяет ценности как высшие принципы, которые вырабатывает всякая социальная система для сохранения своего единства и целостности, обеспечение саморегуляции и консенсуса, как в различных подсистемах, так и в системе в целом. Общество, как целостная система, «в наши дни организованная в виде единого политического коллектива и является институционально единой, более или менее интегрированной системой ценностей».17 «Ценность -нормативный стандарт, который определяет желаемое поведение системы относительно ее окружения без дифференциации функций единиц или их частных ситуаций».18
Т.Парсонс отмечает, что система, для того, чтобы выжить должна выполнять функцию поддержания ценностного образца.19 Сущность этой функции состоит в том, что системе необходимо питать, поддерживать и возобновлять как мотивацию индивидов, так и культурные образцы, создающие и поддерживающие мотивацию. Функцию поддержания ценностного образца выполняет подсистема культуры, которая снабжает агентов нормами и ценностями, мотивирующими их к действию. Нормы и ценности в рамках социальной системы передаются акторам в процессе социализации и интернализации. В успешном процессе социализации происходит усвоение норм и ценностей, т.е. они становятся частью «совести» акторов. Нормы и ценности, усвоенные в детстве, имеют тенденцию к постоянству и остаются в силе в те-
л Гофман Л.Б. Э.Дюркгейм о ценностях и идеалах // Социологические исследования. 1991. К°2. С. 108.
7 Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии//Социология сегодня. М., 1965. С.30.
"ч Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль : тексты / под ред В.И. Добренькова. М. МГУ, 1994. С. 367.
19 Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 124
17
- Київ+380960830922