Ви є тут

О содержательных особенностях музыкальных произведений с тематическими заимствованиями

Автор: 
Казанцева Людмила Павловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
320993
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................,..... 2
ВВЕДЕНИЕ. Постановка проблемы и пути ее решения ....... II
1. Постановка проблемы ............................ 16
2. Система семантических функций музыкальнотематического материала ............................ 32
ГЛАВА I. Система семантических функций в тематических
заимствованиях .................................... 62
1. Образная функция ............................... 63
2. Ориентирующая /характеризующая/ функция .. 74
3. Эстетическая 'функция ......................... 101
4. Драматургическая функция ...................... 114
5. Целостность семантики тематических заимствований ..................................... 129
ГЛАВА П. Принципы анализа содержания музыкального произведения с тематическими заимствованиями ... 139
1. Текстовое /композиторское/ содержание .... 150
2. Внетекстовое содержание ....................... 164
А/ Интерпретаторское содержание.................................... 164
Б/ Слушательское содержание ................... 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................. 186
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................. 194
Нотное приложение ..................................... 194
Краткий список музыкальных произведений с темати -
ческими заимствованиями ........................ 214
Список литературы..................................... 248
- 2 -
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение музыкального произведения постоянно находится в центре внимания музыковедов. Концентрируя в себе множество отношений, наблюдаемых как внутри музыкального произведения, так и выходящих за его пределы - в сферу бытования музыки, -музыкальное произведение становится неистощимым источником музыковедческой проблематики.
История исследований музыкального произведения свидетельствует о том, что не все его стороны в равной мере доступны для глубокого теоретического изучения. Много препятствий для музыковедческого проникновения в суть музыкального произведения таит в себе сфера музыкального содержания. И это не удивительно. Если, например, та сторона музыкального произведения, которую можно назвать формой в широком смысле слова -средства музыкального языка /мелодия, гармония, фактура, оркестровка, ритм/, музыкальная композиция - имеет конкретное материальное воплощение в музыке, достаточно легко поддается выделению в музыкальном произведении и наблюдению, то музыкальному содержанию присущи "неконкретность", известная субъективность, неуловимость. Трудность описания содержания музыкального произведения коренится и в других внутренних особенностях содержания - в исключительной сложности, объемности, многоохватности объекта изучения, в его сопротивляемости логическим /теоретическим/ и историческим подходам исследования.
Задачи исследования содержания музыкального произведения заметно усложняются в современной музыке. Известно, что не все средства высказывания современных композиторов завоевыва-
- 25 -
из изобразительного коллажа, аналогичных явлений в литературном творчестве, киномонтажа, а также фотоколдажа /177/, со -вершенствования магнитофонной записи /179/, литературно-музыкальной композиции /122/. Из музыкальных предпосылок называются пародийная месса Х1У-ХП веков /178/, cantus firmus /154: 178/, а также цитирования в музыке более поздних эпох.
В историческом аспекте рассматривается эволюция как цитирования, так и коллажа /20; 178; 182/. Среди работ последнего из названных направлений выделяется фундаментальный труд Б.Зон-нтаг "Исследование техники коллажа XX века" /181/.
Тематические заимствования порождают и эстетические проблемы. Во-первых, музыковедами устанавливаются эстетические функции заимствованного материала в самом музыкальном текс-
7
те . Этими функциями оказываются воплощение эстетического идеала /55; 61; 155, В. I, s . 263/ или комического начала в виде пародирования /155; 156; 157; 168; 169/, иронии /35;
168/, гротеска /168/, сатиры /178/, более общо - возвышение или снижение-обличение /72; 121/, а также комментарий /155; 156; 168/, усиление контекстуального смысла или контрастирование ему /162/, ретроспекция /178/ и близкие ей намек на события прошлого /168/ и введение собственного ранее сочиненного материала /156/; далее - символ образа, состояния /34; 72; 178/, введение меткого "выражения" /156/; по отношению к музыке XX века называется также функция "эпатажа" /156/. За -имствованиый материал выполняет и функции посвящения, объяснения замысла, конкретизации атмосферы действия или иллюстрации, эпиграфа, кульминационного провозглашения /72; 121; 162/. НЛОвец указывает на репрезентативную, метонимическую функцию,
7 Понятие текста поясняется на с. 33.
- 26 -
функцию подтекста /146/.
Во-вторых, исследователи ищут эстетические обоснования большой распространенности заимствований, особенно коллажа, в современной музыке. Ими становятся совершенствование эстетического восприятия от одномерности ко все большему расслоению /58; 105; 157; 169/, ощущение недостаточности воздействия старых средств и в связи с этим поиск новых /157/, потребность в выявлении отношения к отражаемому в виде пародии, насмешки, деформации /157/. Заимствование притягательно для художника возможностью привлечения художественной традиции /38; 101, с. 23/, соединения профессиональной музыки с предшествующей ей устной традицией /23/. 8 коллаже также видят поиск путей коммуникации со слушателем /148; 154/, путей демократизации искусства /101/. Из других эстетических проблем ставится проблема времени /137/.
Тематические заимствования рассматриваются и с иных сторон, в частности с точки зрения стиля, где они фигурируют как порождающие собою полистилистику и другие типы стилистических взаимодействий /91; 117; 124/. Л.Н.Березовчук эффективно применяет культурологический подход, рассматривая заимствования как внутри- или межкультурные взаимодействия /29/.
Бее аспекты исследования тематических заимствований перечислить трудно. Собственно, не эта цель преследовалась в предпринимаемом обзоре литературы. Здесь в плане постановки нашей темы важно подчеркнуть следующее: содержательный аспект тематических заимствований еще сравнительно мало разработан. Если и называются эстетические функции тематических заимствований, то все же остается не ясным, как и почему происходит образование этого эстетического эффекта, как отражается эсте-