2
Содержание
Введение.................................................................3
Обзор литературы.........................................................7
Собственные исследования................................................43
1. Материалы и методы исследований......................................43
2. Результаты собственных исследований..................................46
2.1. Общая характеристика торговых предприятий
на рынке ветеринарных товаров...................................46
2.2. Экономическая эффективность деятельности
ГУП "Биоветфарм"................................................51
. 2.3. Ценовая политика торговых предприятий и
ценообразование на товарную продукцию .........................61
2.4. Коммерческие усилия торговых предприятий
по сбыту ветеринарных товаров...................................68
2.5. Маркетинговые исследования рынка ветеринарных товаров...........72
- 2.5.1. Характеристика потребителей............................72
- 2.5.2. Структура рынка ветеринарных товаров...................74
- 2.5.3. Рыночный спрос на ветеринарные товары..................94
- 2.5.4. Факторы, влияющие на рыночный спрос
ветеринарных товаров в базовых сельских районах 106
Заключение............................................................143
Выводы................................................................172
-Практические предложения..............................................174
Библиографический список литературы...................................175
Приложения.......................................................... 192
•О •
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Мировой рынок ветеринарных товаров существует более 150 лет. Однако принципы его формирования и этапы совершенствования изучены недостаточно. В России до Октябрьской революции были частные предприятия по реализации парфюмерных изделий и лекарственных препаратов. Они осуществляли снабжение медицинских и ветеринарных учреждений и частнопрактикующих медицинских и ветеринарных врачей необходимыми инструментами, медикаментами иностранного производства, не имея конкуренции со стороны отечественных производителей ветеринарных товаров. В течение 70 лет советской власти функцию ветеринарного снабжения осуществляла монопольная система "Зооветснаб", исключающая существование рынка ветеринарных товаров. Вся система была направлена на плановое, централизованное обеспечение средствами ветеринарного назначения государственной, ведомственной и производственной ветеринарных служб. Потребители ветеринарных услуг вынуждены были соглашаться на ассортимент товаров и услуг, предлагаемых государственными ветеринарными учреждениями на бесплатной основе, так как в Ветеринарном уставе СССР была узаконена бесплатная ветеринарная помощь.
С началом перестройки экономики страны, Госагропром СССР разработал новую систему снабжения, в том числе и ветеринарными товарами, без предварительных заявок, лимитов и фондов. В начале девяностых годов двадцатого столетия в сфере ветеринарного снабжения нашей страны появились рыночные структуры. Создавались многочисленные филиалы иностранных фирм, которые осваивали рынок ветеринарных товаров в России. В виду отсутствия конкуренции со стороны отечественных ветеринарных аптек, иностранные фирмы захватили рынок ветеринарных товаров в центральных субъектах, успешно завоевали рынок и в восточных, сибирских субъектах Российской Федерации. Качество товаров реализуемых на рынке, было низкое, вследствие чего проникновение иностранных фирм на рынок ветеринарных товаров не всегда
19
Наряду с этим усиливался государственный контроль за оборотом лекарств. В том же году был организован трест "Ветснабпром", развернувший к началу 1934г. сеть из 36 основных ветеринарных складов и 43 специализированных розничных магазинов и аптек. В 1939г. он был преобразован в государственный трест "Союззооветснаб", ставший единственным органом распределения и реализации ветеринарных товаров в стране (И.Н.Никитин, В.И.Калугин, 1988).
Примечательно, что сам термин "ветеринарные товары" ("товары зооветеринарного назначения", "зооветтовары" и др.) в среде специалистов и организаторов ветеринарного дела не вызывал никаких возражений, хотя при этом учитывалось, что их оборот опосредовался не столько деньгами, сколько через механизм централизованного распределения. Если осуществить краткий контент-анализ соответствующих публикаций в журнале "Ветеринария" за годы перестройки (1985-1991), то выявится следующая закономерность. Лечебнопрофилактические средства, инструменты, приборы и оборудование ветеринарного назначения и др. однозначно воспринимались разными авторами (А.П.Храпов, А.А.Трефилов, 1985; А.Д.Третьяков и др., 1987; В.И.Касюк, 1988) как товары. При этом предъявлялись претензии к хозяйствам, несвоевременно подающим заявки либо завышающим свои потребности в препаратах и оборудовании, следствием чего являлось нарушение ритмичности поставок, выдвигалась задача определения оптимальной потребности животноводства страны в товарах зооветеринарного назначения, а также обоснованного и справедливого распределения фондов, особенно на остродефицитные ветеринарные препараты и т.д.
В соответствии с "Инструкцией о порядке учета и расходования медикаментов, биопрепаратов, дезинфицирующих средств и других материалов в учреждениях государственной ветеринарной сети", утверждённой Минсельхозом СССР по согласованию с Минфином СССР 17 января 1969г. сельхозпредприя-Ф' тия и граждане должны были приобретать за плату:
а) медикаменты и перевязочные материалы для лечения животных в условиях хозяйств;
б) медикаменты и перевязочные материалы, расходуемые при кастрации животных и косметических операциях (в том числе проводимых и в лечебном учреждении);
в) дезинфицирующие, дезинсицирующие и дератизационные средства для проведения плановых профилактических (ветеринарно-санитарных) мероприятий (очистка и дезинфекция помещений, истребление мух, клещей, мышевидных грызунов, борьба с гнусом, противоклещевые обработки местности);
г) антибиотики и биогенные стимуляторы для увеличения привесов и многоплодия у животных, а также витамины и минеральные веществ для массового применения.
В инструкции неоднократно подчёркивалось, что за плату могли отпускаться также медикаменты и перевязочные материалы, приобретённые ветеринарным учреждением для бесплатного расходования, но "в виде исключения ... для применения в условиях хозяйств". В соответствии с пунктом 3 циркулярного указания Минсельхоза СССР и Минфина СССР от 15 февраля 1967г. "О перечне мероприятий ветеринарной службы, финансируемых за счет государственного бюджета" вся полученная при этом выручка должна была перечисляться в доход государства. Платный отпуск средств врачевания животных в прочих случаях, предусмотренных пунктом 11 инструкции от 17 января 1969г. , мог осуществляться как через ветеринарные аптеки системы "Зооветснабпрома" и ветеринарные аптечные пункты при учреждениях госветсети, так и через аптеки органов здравоохранения в обычном порядке.
Тем самым можно утверждать, что оборот ветеринарных товаров при социализме осуществлялся:
- планомерно и централизованно;
- с сохранением денежной формы расчетов;
- через узкопрофильную сеть торговых предприятий.
- Київ+380960830922