Ви є тут

Концепция содержания музыкального произведения в музыкально-теоретической системе Е.В. Назайкинского

Автор: 
Пашинина Ольга Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
221
Артикул:
172588
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение ..............................................................3
Глава I. К вопросу о филогенезе и онтогенезе проблемы содержания
музыкального произведения..................................... 10
§ 1. Онтологический статус музыкально-теоретической системы
Е.В.Назайкипского.............................................10
§ 2. Современное состояние проблемы содержания музыки в
отечественном музыкознании....................................20
§ 3. Эволюция проблемы содержания музыки в контексте развития
аналитической методологии отечественного музыкознания ........29
Глава II. Проблема содержания музыки в музыкально-теоретической
концепции Е.В. Пазанки некого.................................72
§ 1. Основные параметры и категории системы Е.В. Назайкинского как отражение концептуальных открытий гуманитарной науки
XX века.......................................................72
§ 2. Сенсорно-характеристический уровень в музыке ................ 90
§ 3. Образно-эмоциональный уровень в музыке....................... 101
§ 4. Интеллектуально-логический уровень в музыке..................107
Глава III. Монологика, диалогика и полилогика в аспекте глубинных
содержательных структур.......................................113
§ 1. К теории модальности в концепции содержания музыкального
произведения Е.В.Назайкинского................................ 113
§ 2. Монологика и полилогика как два взаимоотражаемых типа
художественной целостности ...................................127
§ 3. Структурно-содержательная специфика диалогики (музыкальной
драмы)........................................................158
Заключение...........................................................187
Библиография.........................................................192
Нотное приложение..................................................... 206
Введение
Актуальность исследования. Изучение и осмысление теоретического наследия Е.В.Назайкипского представляет значительный интерес для современного музыкознания, поскольку созданная ученым оригинальная музыкально-теоретическая система, целостно охватывающая сущностные свойства музыкального искусства, еще не была оценена как таковая. Тем не менее перспективы обоснованного выдающимся музыковедом исследовательского метода очевидны, о чем свидетельствуют труды и исследования его учеников и последователей (Т.Ю.Черновой,
А.С.Соколова, О.В.Лосевой, Л.Н.Логиновой, М.В.Распутиной,
А.Г.Коробовой и многих др.).
Уникальность системы Е.В.Назайкинского заключается, во-первых, в использовании человекомерного подхода; во-вторых, в конкретизации антропологического основания музыкального искусства через психологию музыкального восприятия, позволяющую увидеть содержание музыкального произведения как многоуровневую иерархическую соотнесенность разных структурных кодов; в-третьих, в самих качествах обоснованной ученым иерархической системности, позволяющей не только структурировать внутренние закономерности музыкальной организации, но и соотносить их с законами и принципами бытия в целом, что и наделяет его систему онтологическим статусом.
Таким образом, актуальность исследования связана прежде всего с тем, что все перечисленные качества концепции Е.В.Назайкинского требуют ее обоснования и как оригинальной музыкально-теоретической системы, и как уникальной методологии, с помощью которой возможен многопараметровый и в то же время целостный анализ музыкального произведения, исходящий из онтологии музыки.
развития теории содержания в концепциях других современных музыковедов. В частности, особого внимания заслуживает труд А.Ю.Кудряшова «Теория музыкального содержания. Художественные идеи музыки XVII - XX вв.».
Основательный научный подход к проблеме содержания мы видим в трудах еще одного лидера данного научного направления, сосредоточившего основные свои усилия именно на разработке теории музыкального содержания - Л.П.Казанцевой. Автор подходит к проблеме со всех возможных ракурсов, рассматривая специфику становления содержания в каждой из областей бытия музыкального произведения - в композиторском творчестве, исполнительской интерпретации и слушательском восприятии. Цель автора — создание реальных возможностей для практического постижения содержания музыкального произведения путем разработки методологии анализа музыкального содержания.
Причем все работы Л.П.Казанцевой - не просто музыкально-теоретические разработки. Автор поднимает саму проблему музыкального содержания и всего круга категорий и понятий, связанных с этой проблемой, на уровень философского обобщения. Этот подход зафиксирован уже в самом определении музыкального содержания, которое есть «воплощенная в звучании духовная сторона музыки, инспирированная композитором при помощи сложившихся в музыке объективных констант (жанров, звуковысотных систем, техник сочинения, форм и т.д.), актуализированная музыкантом-исполнителем и сформированная в сознании слушателя» [46, 10].
Очень важно, что здесь подчеркивается значимость человека, как субъекта музыкального искусства. Так, музыкальное содержание как «духовная сторона музыки», имеет корень в системе представлений, которая есть «нерасторжимое единство объективного и субъективного начал» [46, 11].
Говоря о содержании музыкального произведения, автор вводит понятие «структуры содержания», которая формируется системой смыслов различного масштаба, структура выстраиваются в иерархию, на каждом уровне которой формируются определенные смысловые единицы - музыкальные звуки и тоны,
музыкальная интонация, музыкальный образ, тема и идея произведения. Специфическое положение в данной структуре занимают средства музыкальной выразительности, которые находятся между тоном и интонацией, а так же распределенные по всей структуре содержания авторское начало и драматургия (последнюю исследователь сравнивает с «энергетической силой», которая стимулирует самодвижение музыкального содержания). При этом важно, что музыкальное содержание, как нечто максимально обобщенное, определенным образом фокусируется в структуре содержания музыкального произведения.
Данная структура, по мысли автора, формируется непосредственно в композиторском творчестве. В этом принципиальная научная позиция исследователя, который рассматривает содержание музыкального произведения, «сознательно сосредотачиваясь все же па композиторском опусе» [46, 18]. Как же «встраивается» в структуру содержания
актуализированный исследователем субъективный аспект, учитывающий факты исполнения и восприятия? Ответ на этот вопрос связан со спецификой обнаруженной Л.П.Казанцевой структурной модели содержания. Эта специфика заключается в се особом статусе - как универсальной структуры -инварианта, которая каждый раз «детализируется, наполняется конкретикой, отвечающей индивидуальности данного опыта» [46, 18].
В качестве методологии для научного описания вопросов музыкального содержания, помимо всего спектра отраслей музыкознания, авторы привлекают самый широкий круг гуманитарных дисциплин, расставляя среди них свои акцепты и приоритеты. Гак, В.Н.Холопова определяет свою методологию как сумму основных подразделений науки о музыке, таких как история и теория музыки, история исполнительства, музыкальная социология и психология. Констатируемую слабую разработанность проблем восприятия музыкального произведения автор компенсирует в одной из своих работ, которая называется «Область бессознательного в музыкальном содержании». Уникальность методологии АЛО.Кудряшова заключается в своеобразном объединении
22