Ви є тут

Клавирное творчество Иоганна Кунау (1660-1722) в контексте его эстетических воззрений

Автор: 
Марихина Людмила Васильевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1660
Артикул:
172887
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение С. 3
Глава первая. Эстетические воззрения Иоганна Кунау.
Вступление. С. 19
§1. Национальное самосознание как проблема немецкого
искусства XVII века. С.20
§2. «Музыкальный шарлатан». С.24
§3. «Символика плодов» в немецком искусстве XVII века. С.29
§4. Аффекты и риторика в музыкальной поэтике Кунау. С.43
Глава вторая. От сюиты к сонате.
Вступление. К вопросу о возникновении и развитии клавирной сюиты и • сонаты в XVII -1 половине XVIII веков. С.60
§ 1. „Neue Clavier-Übung“. С.68
§2. „Friesche Clavier-Früchte“. C.85
Глава третья. Программная соната в творчестве И. Кунау.
„Musikalische Vorstellung einiger biblischer Historien“.
§1.0 программе «Библейских сонат» С.102
§2. Аффекты и риторика в музыкальной практике Кунау. С.104
Заключение. С143
Приложение:
I. Биография Иоганна Кунау С151
II.. Канторы церкви св. Фомы (1549-2003) С170
Литература. С179
Иллюстрации. CI9I
2
3
Введение
* Иоганн Кунау (1660 - 1722) - старший современник И.О. Баха и Г.Ф. Генделя. Свыше тридцати лет его творческая биография была связана с Лейпцигом, где он находился на посту сначала органиста, а затем кантора церкви св. Фомы, явившись непосредственным предшественником на этой должности И.С. Баха. Еще при жизни Кунау высоко почитался и ценился современниками. И. Маттезон утверждал, что он не знает себе равных «как славный органист, как высокообразованный человек, как великий музыкант, композитор и дирижер хора» (239, S.979). И.А. Шайбе считал его вместе с Р. Кайзером, Г.Ф. Телеманом и Г.Ф. Генделем «одним из четырех наиболее великих немецких композиторов своего времени» (127, с.249). Кунау прежде всего интересен тем, что не остался в стороне ни от одного «глобального вопроса» современной ему музыкальной жизни. Он активно высказывал свою позицию в письмах, трактатах, литературных произведениях и предисловиях к музыкальным сборникам. Его
* композиторское творчество фокусирует наиболее важные устремления
эпохи. Обладая уникальной для своего времени эрудицией, он пользовался заслуженным авторитетом как у маститых композиторов, так и в интеллектуально-научных кругах лейпцигского общества.
Среди литературного наследияИоганна Кунау следует различать как сугубо музыкально-теоретические трактаты1, в которых затрагиваются проблемы лада, гармонии, композиции и т. д., так и художественные сочинения2, где композитор предстает талантливым беллетристом и остроумным сатириком. Одним из первых в немецкой литературе Кунау выводит вопросы музыки на страницы общедоступного романа
1 «Введение в музыкальную композитно» („Introduclio ad compositioncm musicalcm”), «О тетрахорде в старой и современной музыке» („De Tetrachordo scu Musica antiqua ad moderna“), «Спор о тоническом трезвучии» (“Disputatio de Triade harmonica“).
•# 2 «Музыкальный шарлатан» (“Der musikalische Quack-Salbcr"), «Кузнец собственного несчастья» („Der
Schmied seines eigenen Unglück“ ), «Пустой крючкотвор» („Der lose Couscrmachcr“), 1 часть «Нравственного пользования пятью чувствами - об осязании» („Das Fühlen“) и одна комедия.
3
3. влияние теории аффектов и музыкальной риторики на
музыкальную концепцию клавирных опусов Кунау (частично I глава, III глава).
Подобный перечень заявленных тем, объясняющих новизну диссертационного исследования, закономерным образом исключает подробный анализ вокально-инструментального наследия Кунау и делает приоритетными две области: эстетическую и историко-аналитическую (применительно к новаторски показательным клавирным сборникам Кунау).
Настоящая диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Приложения.
Первая глава посвящена эстетическим воззрениям композитора, их внутренней антиномичной сущности в тесной связи с музыкальной поэтикой барокко и становлением национального самосознания в искусстве и литературе XVII - 1 половины XVIII вв.
Во Второй главе анализируются клавирные сборники Кунау „Neue Clavier-Übung“ и „Friesche Clavier-Früchte“, их значение в истории развития жанров сюиты и сонаты.
Третья глава рассматривает «Библейские сонаты» Иоганна Кунау с точки зрения претворения в них теории аффектов и музыкальной риторики.
Заключение формулирует основные выводы исследования, кроме того, здесь приводятся некоторые цитаты тематизма Кунау в произведениях Генделя.
В Приложении содержится жизнеописание Кунау на фоне исторических и культурных событий того времени, а также перечень имен канторов церкви св. Фомы за период с 1549 по 2003 год, представленных на фоне наиболее важных событий музыкальной жизни Лейпцига. Здесь же помещены список литературы и иллюстрации. Нотные примеры (88) расположены в основном тексте диссертации.
19
Глава первая.
Эстетические воззрения Иоганна Кунау.
*
Кризис ренессансного гуманизма породил пышную культуру барокко с её причудливой взаимосвязью реального и иллюзорного, космического и человеческого, раскрепощённого и упорядоченного. По словам М.Широцки, в это время «не существовало антагонизма между мистикой и рационализмом в нашем смысле слова. Мистик был одновременно пансофом, он пытался познать закономерности божества, космоса и человека и выразить их с возможной точностью в числах, линиях и буквах» (цит. по 96, с.115).
В двуединствс статики и динамики проявилась антиномическая сущность барокко, запечатлевшаяся в полотнах Рубенса и поэзии Гонгоры, органных фантазиях Букстехуде, в зданиях архитектурных ансамблей дрезденского Цвингера и Версальского дворца. Помыслы художников устремлялись к постижению «новой гармонии», что было
* непосредственным образом связано с поиском новых выразительных возможностей в рамках каждого из видов искусств.
Но всё же музыке по праву принадлежит пальма первенства семнадцатого столетия. Она достигла невероятных высот, оставив на скрижалях истории десятки композиторских имён, сотни открытий в области исполнительства, тысячи сочинений в различных жанрах для разных исполнительских составов. Глазам современников Шютца и Монтеверди, Фробергсра и Бибера, Шамбоиьсра и Фишера открылись невиданные музыкальные горизонты, музыка в XVII веке обнаружила новые пространственные и временные измерения.
Иоганн Кунау - достойный представитель немецкого барокко. В его многочисленных высказываниях о музыке и задачах музыкального
* искусства как в зеркале отразилась противоречивая сущность барокко, его
19