Ви є тут

Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока

Автор: 
Дежина Татьяна Петровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
184
Артикул:
192009
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ;.................................................3
Глава I. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..............................13
1.1. Гендерная социология как частная социологическая дисциплина как новая парадигма социологического знания........13
1.2. Гендерные стереотипы: истории изучения и
осмысления............................................40
1.3. Гендерная социология - идея другой истории: гендер как повествовательная идентичность.......................60
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ....................................84
Глава II. КОНФЛИКТ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ..........................................87
2.1. Гендерные стереотипы советского общества: контракт работающей аматери.................................87
2.2. Гендерные стереотипы постсоветского общества: особенности поло-ролевого разделения труда на Дальнем Востоке.106
2.3. Проблемы «стеклянного потолка» в женских карьерных стратегиях........................................135
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ...................................156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................157
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................161
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................175
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Гендерные отношения составляют один из важнейших аспектов социальной и культурной жизни общества, являются важным показателем его цивилизованности. Сегодня в условиях глобализации социальной реальности меняется смысл и функции семейных отношений, их соотношение с иными элементами социального пространства. Структурные сдвиги в экономике и занятости российского общества привели к существенным изменениям во всех сферах жизни российского социума и в частности во внутрисемейном разделении домашнего труда. Как показывают западные и российские исследования, в современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, когда резкая дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. В основном это связано с ростом профессиональной занятости и расширением образования женщин, в основе которых. лежат не только экономические, но и в значительной степени социально-психологические факторы.
Процесс высвобождения из традиционного представления коснулся не только женской роли, но и мужской. Благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины сбрасывают иго роли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям, т.е. для мужчин становится возможна другая заинтересованность и в профессии и в семье [15, с. 170].
К сожалению, к участию мужчин в частной сфере в нашей стране долгое время относились подозрительно. Это отразилось в характерном замалчивании в советский период роли мужчин в долмашней сфере, в то время как женщин славили и как матерей и как тружениц, советские лозунги о достойных отцах или прославления роли отца в семье отсутствовали. Советским мужчинам не
гипертофированные формы. Не удивительно, что на этой волне в западном феминизме возникло течение ’'радикального феминизма”, противопоставляющего мужчин и женщин, поддерживающего их взаимообвинения и конфронтацию. Как свидетельствует наша история, подобный подход не находит массовой поддержки среди россиян, так как противоречит национальным традициям и менталитету [96, с.77].
Понятие “гендер” (от английского “gender” - “пол”, “род”; греческого -“происхождение”, “род”, “рождающийся”) пришло в современную отечественную социологию из англоязычных стран в начале 1990-х гг. вместе с началом рыночных преобразований. Слово «гендер» (от англ. «gender» - род, пол) не имеет в русском языке адекватного перевода, а его написание калькировано с английского. В Американском словаре наследия английского языка слово «gender» определено в первую очередь как классификационный термин, в том числе и как морфологическая характеристика («грамматический род»). Другое значение слова «gender» - «классификация пола, пол». В третьем значении данный термин понимается как «представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории (что соответствует одному из значений слова «род» в русском языке)» [2, с. 123 - 124].
В английском языке понятие «гендер», обозначающее грамматический род, существовало с 16 века. И так бы это слово и оставалось узким термином филологов, если бы в 1958 в университете Калифорнии не открылся центр по изучению гендерной идентичности, занимавшийся проблемами трансекссуализма. Сотрудник этого центра психоаналитик Роберт Столлер обобщил результаты многолетней работы в нескольких книгах, и он же впервые ввел в научный оборот понятие «гендерной идентичности» в 1963 году на международном конгрессе психоаналитиков в Стокгольме. Концепция гендерной идентичности строилась на разделении биологического и культурного. Р. Столлер предложил различать понятия пола, рода и ядра родовой сущности. В его понимании слово «пол» («sex») относится к биологии, для его определения требуется анализ хромосом наружных и внутренних
половых органов, половых желез, соотношения гормонов и вторичных половых признаков; «род» («gender») предполагает определенные психологические и культурные нюансы; «родовая сущность» возникает с пониманием принадлежности к тому, а не иному полу; «ядро родовой сущности» означает убежденность, что человек правильно обозначил свой пол [11, с. 60].
Концепция пола и гендера произвела эффект разорвавшейся бомбы. Так, если в период с 1966 по 1970гг. в американском библиографическом указателе по социологии понятие «гендер» не упоминалось ни разу, то в 1981-1985гг. дается 724 ссылки на это слово. В указателе по психологии соответственно 50 и 1326 ссылок [118]. Рост популярности гендерной концепции объяснялся прежде всего идейным влиянием феминизма с середины 70-х гг. Концепция хорошо объясняла самые разные проблемы: генетические различия математических способностей мальчиков и девочек, половые различия в нервных процессах, сравнительное поведение животных и человека, причины мужского господства в науке, сексистские структуры языка.
Одной из первых работ, в которой появилось довольно четко проговоренное различие понятий «пол» и « гендер», стала работа Г. Рубин «Обмен женщинами». Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Рубин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах. В результате она пришла к выводу, что именно обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и структуру гендерной идентичности, при которых женщины оцениваются как биологические существа и относятся к семейной сфере. Г. Рубин ввела понятие поло-гендерной системы «sex-gender-system» и дала определение гендерной системе как «набору соглашений, которыми общество оперирует, чтобы трансформировать биологическую сексуальность в продукт человеческой деятельности, и где эти трансформированные сексуальные потребности удовлетворяются.»[88,с.109]. По мнению Г. Рубин, гендерная система конструирует два пола как различные и взаимодополняющие, и фактически она является системой власти и