СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА !. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЫ............................................15
1.1. Научные исследования моды как социального явления: специфика социологических подходов...................16
1.2. Социальный ритм модного процесса, его задачи, формы и функции..............................................35
1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в
трансформирующемся обществе..........................53
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.....................................73
ГЛАВА И. МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ МОДЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА.......................................75
2.1. Студенчество как субъект модного поведения: моделирующие факторы..............................................76
2.2. Роль моды в социально-групповой идентификации студентов. 97
2.3. Влияние СМИ и рекламы на модное поведение студенчества 121 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II................................. 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................139
ЛИТЕРАТУРА.................................................142
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................155
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. 1Мода - неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.
Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности человека — творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой.
По мнению некоторых исследователей, специфика современного этана развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи (А.Б.Гофман). И это закономерно, поскольку мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Представители молодежи находятся на гаком этапе социализации, когда общественные условия интериоризируются ими наиболее основательно, их субъективная жизнь постоянно утрачивает равновесие. Именно в этот период модное поведение становится значимым, предоставляя возможности определения, фиксации и упрочнения предрасположений, установок, вкусов, интересов и потребностей молодого человека.
Однако не стоит забывать, что молодежь - основной стратегический ресурс обновляемой России. Поведение, цели и ценности современной моло-
14
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных различными социологическими службами (ФОМ, ВЦИОМ, ИСПИ РАН РФ, РНИС и НП), центрами социологических исследований гг.Санкт -Петербурга, Свердловска, и Москвы.
2. Данные авторского социологического исследования (2005-2006гг.). Всего было опрошено 320 студентов двух высших учебных заведений г. Шахты Ростовской области: Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НИИ), Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (ЮРГУЭС). Отбор респондентов в выборочную совокупность осуществлялся по квотной методике, метод сбора информации - анкетный опрос.
Гипотеза исследования. Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества проявляется в его выборе модного поведения преимущественно по типу — «латентный конформизм», что является следствием специфики социально-психологических характеристик студенчества как социальной группы и ориентацией на внешние формы идентификации в условиях либерализации российского общества.
Практическая значимость исследования предопределена тем, что сформулированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при формировании государственной молодежной политики, а также в системе высшего образования при чтении спецкурсов по молодежной субкультуре, социологии молодежи, социологии культуры, социологии коммуникаций и социологии моды.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях, методологических семинарах, а также в открытых публикациях общим объёмом 4,5 п.л. Структура диссертации: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы из 222 источников.
15
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЫ
Мода - явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе - и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи.
С другой стороны, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
Исследование моды позволяет анализировать связанные с модой социальную стратификацию, престижность, лидерство, формы коллективного поведения и социального контроля. Она может рассматриваться в связи с образом жизни да иной социальной группы или общества в целом, типологией личности, характером ее влечений, желаний, потребностей с точки зрения бытующих ценностных установок и стереотипов поведения. Другими словами, исследование моды помогает нам глубже представлять специфику современных социальных процессов.
В итоге это позволяет рассматривать моду как специфический регулятор общественных отношений, обусловленный социальной структурой общества, и анализировать социатьные условия, приводящие в действие социальные механизмы моды.
- Київ+380960830922