2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................3
ГЛАВА 1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ И САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.................12
1.1. ПОНЯТИЯ «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ» И «САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ»......................................12
1.2. ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ. 19
1.3. ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.............................35
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ....................................41
2.1. ФОРМЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ............41
2.2. СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ......................................46
2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ГОСУДАРСТВОМ......................................67
ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.............................................86
3.1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 86
3.2. РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА.........................................103
3.3. ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ................................133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................ИЗ
БИБЛИОГРАФИЯ........................................148
з
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена потребностью в формировании и развитии гражданского общества в России, где общественные неправительственные организации, включая их новый тип -саморегулируемые организации, являются основным элементом, фундаментом созидания гражданского общества.
Государственное регулирование социальных процессов призвано определять стратегию развития общества, отдельных его социальных сфер, вырабатывать «правила игры», принципы функционирования организаций, индивидуумов, социальных групп. Для минимизации регулятивных рисков в системе государственного регулирования необходим сдерживающий общественный «противовес». Такой уравновешивающей силой могут стать институты саморегулирования и саморегулируемые организации как элементы гражданского общества. Излишне говорить, что формирование гражданского общества - одна из основных задач современных политических властей и граждан России.
В нашей стране начала функционировать Общественная Палата1 -принципиально-новая организационно-правовая структура установления и поддержания широкого диалога между представителями различных частей 1ражданского общества и государством по наиболее актуальным проблемам, имеющим общенациональное значение.
На путях диалога государства и гражданского общества можно сбалансировать государственные и общественные интересы, способствовать оптимальному сочетанию регулирования социальных процессов со стороны государства и общественных организаций, расширить и защитить нрава граждан и различных социальных групп, укрепить взаимодействие и единство целей государства и общества.
Для становления и развития института саморегулирования необходимо
1 16 марта 2005 г. Государственная Дума ФС РФ приняла, а Совет Федерации одобрил (23.03.2005 г.) Федеральный Закон «Об Общественной палате». Настоящий Закон вступил в силу с 01 июля 2005 г.
14
саморегулирусмые организации.
Саморегулируемые организации являются высшей формой социальных неполитических объединений субъектов, а их союзы (союзы саморегулируемых организаций) занимают главенствующее место в иерархии социальных неполитических объединений.
Обычные социальные и профессиональные объединения возникают одновременно с возникновением института государства. Вплоть до момента начала упадка традиционной капиталистической социально-экономической цивилизации (с середины ХХ-го столетия) и зарождения элементов нового постиндустриального общества, вытесняющего капиталистическую цивилизацию, не приходилось говорить о саморегулировании как таковом, поскольку диктат государства, как главного охранителя ценностей сложившейся системы общественных отношений, нс позволял выполнять социальным и профессиональным неполитическим объединениям функции регулирования на путях полноценного взаимодействия с самим государством.
Только с момента признания государством прав и возможностей социальных и профессиональных неполитических объединений участвовать в формировании, реализации и контроле государственной политики в различных сферах возникает возможность трансформации сложившихся объединений в саморегулирусмые организации, а также появления новых саморегулируемых организаций.
Наряду с формированием саморегулируемых организаций, в первую очередь на базе традиционных социальных и профессиональных объединений, по мере развития института саморегулирования возникает объективная необходимость в создании союзов саморегулируемых организаций (можно сказать, объединения объединений).
Создание таких союзов призвано упорядочить функционирование большого числа саморегулируемых организаций гг усовершенствовать их взаимодействие с государством.
Такие союзы могут создаваться по отраслевому (профессиональному) признаку.
15
В области арбитражного управления сегодня в России функционируют 38 саморегулируемых организаций. При таком их значительном количестве государству в лице Министерства юстиции РФ непросто взаимодействовать по всем вопросам непосредственно с каждой из них. Кроме того, наличие такого числа саморегулируемых организаций, соответственно их собственных правил, стандартов профессиональной деятельности, этических норм, может дезориентировать субъектов данной области профессиональной деятельности. Поэтому саморсгулируемые организации арбитражных управляющих объединились в соответствующий союз.
Объединение саморегулируемых организаций в соответствующие их сфере деятельности союзы пс лишает эти организации и их членов самостоятельности, а позволяет унифицировать, привести к единому знаменателю, внутренние документы, включая правила и стандарты профессиональной деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с государством.
Союзы саморегулируемых организаций не замещают непосредственно саморсгулируемые организации, объединенные в них. Кроме того, такие союзы могут иметь временный характер для решения наиболее актуальных проблем соответствующей сферы (отрасли), а также совместной координации некоторых аспектов деятельности, например, в вопросах отраслевой аттестации, лицензирования и др.
Наряду с формированием союзов саморегулируемых организаций по отраслевому (профессиональному) признаку возможно создание межотраслевых, а также межгосударственных и международных союзов саморегулируемых организаций. Например, в 2004 году в России был образован по сути межотраслевой союз саморегулируемых организаций «Сопрофин»13.
Межгосударственные союзы саморегулируемых организаций могут образовываться при социально-экономической интеграции между странами, когда унифицируется законодательство этих стран, прежде всего в экономической сфере, с целью создания единого экономического пространства и
13 См.: www.naiifor.ru
- Київ+380960830922