Работа выполнена на кафедре социальной и педагогической информатики Российского государственного социального университета.
Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор
Соколова Ирина Викторовна
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор
Щеглова Светлана Николаевна
кандидат социологических наук Филиппова Татьяна Витальевна
Ведущая организация: Российская академия государственной
службы при Президенте Российской Федерации
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129256, Москва, ул. В. Пика, д.4, корп.З.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Социальное поведение в условиях информатизации общества: теоретико-методологические основы анализа.
1.1. Интерпретация понятия «социальное поведение» в условиях информатизации общества.
1.2. Возможности развития и самореализации подростков в современной информационной среде.
Глава II. Социологический анализ поведения российских подростков в Интернет-пространстве.
2.1. Социальные портреты Интернет-пользователей России и США: сравнительный социологический анализ.
2.2. Социально-демографический портрет и типология российских хакеров.
2.3. Тенденции трансформации поведения российских подростков в сети Интернет.
Заключение
Литература
Приложения:
1. Методика медиа-измерения на основе метода контентного сжатия «Специфика социально-демографических характеристик Интернет-пользователей России и США».
2. Методика экспертного опроса «Социально-демографический портрет и типология российских хакеров».
3. Методика исследования «Социальная защищенность детей и подростков СВАО г. Москвы».
4. Методика вторичного анализа результатов измерений ведущих исследовательских групп «Тенденции трансформации поведения Интернет-пользователей, направления и интенсивность развития инфокоммуникационных технологий в России».
5. Результаты эмпирических исследований
«Электронная Россия (2002-2010 годы)» на 2006 год, реализуемых Мининформсвязи России.
Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры социальной и педагогической информатики факультета социологии и информационных технологий РГСУ, на IX, X, XI и XIII Социологических чтениях РГСУ (2002, 2003, 2004, 2006); Всероссийской научно-методической конференции «Наука и образование» (ТГУ, 2003); IV Международной конференции «Информационные технологии и безопасность» (Киев, 2004); IV Международном социальном конгрессе «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (РГСУ, 2004); V Международный социальный конгресс «Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы» (РГСУ, 2005) и других научных форумах.
15
Глава I. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА.
1.1. Интерпретация понятия «социальное поведение» в условиях
информатизации общества.
Интерпретация такого сложного и комплексного понятия как «социальное поведение» невозможно без определения понятия «личности», являющегося одним из основных подсистем в целостной системе Человека.
Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, выражаемые в социальном поведении, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.
Личность является не только следствием, но и причиной социальных действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальные качества каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой -вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся: социально
определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-
16
- Київ+380960830922