Ви є тут

Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современного российского общества

Автор: 
Казурова Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
190
Артикул:
192273
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Правовая социализация молодёжи:................теоретикометодологический анализ..........................................13
1.1. Правовая социализация личности как объект социологического исследования.....................................................14
1.2. Содержание и специфика правовой социализации студенческой молодёжи............................................49
Глава 2. Процесс правовой социализации студенческой молодёжи в современной России...............................................80
2.1. Условия и факторы, влияющие на процесс правовой социализации студентов в российских вузах........................80
2.2. Особенности процесса правовой социализации студентов юридических и неюридических (гуманитарных) специальностей 118
Заключение...............
Библиографический список Приложения
153
159
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном российском обществе происходят сложные трансформационные процессы, сопровождающиеся переосмыслением базовых социальных ценностей, нарушением преемственности в передаче социокультурного опыта, изменением правового сознания и правовой культуры1. В особенности данное обстоятельство отражается на социализационных процессах в студенческой среде, где происходят изменения как на уровне агентов социализации, так и самих социализирующихся.
Следует подчеркнуть, что период студенчества является существенным в формировании гражданской идентичности, социальноправовой активности будущих специалистов. Процесс правовой социализации современного студенчества обусловлен целым рядом макро-и микросоциальных факторов: в современном обществе2 правовая социализация молодёжи имеет противоречивый характер (по данным ИСПИ РАН 61,7% молодых респондентов не доверяют милиции, 49,4% -суду, 48,6% - прокуратуре)3; формирование нового типа личности -личности общества риска, молодых людей, которые привыкли жить и извлекать выгоду из риска, беспорядка (35-40% молодёжи избирают стратегию нарушения социальных и правовых норм); особая роль и статус студенческой молодёжи в условиях социального неравенства, дифференциации в престижности вузов и профессий; изменение ценностных ориентаций студентов в получении высшего образования и реконструкция самой системы высшей школы. В условиях социальной трансформации современного общества происходит изменение
1 Ядов, В. А. Россия как трансформирующееся общество [Текст] / В. А. Ядов // Общество и экономика, 1999. №10-11. - С.66.
2 Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска [Текст] / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. - М., 2001. - С.58.
3 Чупров, В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы [Текст] / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М., 2000.- С.201.
18
«зоогенстической к демогенетической ассоциации»'. Заслуга первоначальной разработки этого важного научного понятия принадлежит Эмилю Дюркгейму. Понятие социализации он использовал для обозначения различия предмета «науки о воспитании» (специфический термин дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки2.
Современное общество основывается, по мнению Гиддингса, «на социализированном индивидуализме», который отличает более поздние в эволюционном отношении типы социальной ассоциации. Если в архаических сообществах доминирует «естественный» (то есть природный) закон формулой которого служит «выживание сильнейших», «борьба за существование» индивидов, групп, классов, то для ассоциаций второго типа характерно значительное видоизменение биологического закона. Причиной этого выступает «взаимное стимулирование индивидов, осуществляемое через механизмы внушения и подражания, благодаря которому обеспечивается стихийное согласовывание индивидуальных действий, формируются матрицы коллективного типа поведения»3.
Определяющей методологической установкой «широкого» подхода4 (начиная с работ Ф. Гиддингса) выступает тезис о наличии особых закономерностей развития и функционирования социальных систем: «три стадии» социальной динамики О. Конта; соотношение производительных сил и производственных отношений К.Маркса; наличие «механической» и
Гиддингс, Ф. Основания социологам : анализ явлений ассоциации и социальной организации [Текст] / Ф. Гиддингс; пер. с англ. H. Н. Спиридонова. - М.: Книжное дело. 1898. -С.20.
2 Dürkheim E. Erziehung und Soziologie. Düsseldorf, 1972, S. 51. На роль Э. Дюркгейма в первоначальной разработке понятия «социализации» указывал Гюнтер Икингер в своей работе «Социализация и право» (Ikinger G. Sozialisation mid Recht. Bonn. 1982. S. 15.).
3 Там же. - C. 95.
4См.: Арон, P. Этапы развития социологической мысли [Текст] / Раймон Арон; пер. с фр. А. И. Рычагова, В. А. Скиба. ; под ред. П. С. Гуревича. - М., 1992.; Спенсер, Г. Синтетическая философия : пер. с англ. [Текст] / Герберт’ Спенсер; в сокращ. изл. Г. Коллинза. - Киев, 1997.; Вебер, М. Избранные произведения [Текст] /Макс Вебер ; сост. и пер. с нем. 10. Давыдова. -М., 1990.; Маркс, К. К критике политической экономии [Текст] / К.Маркс, Ф.Эигельс. Соч. Т. 13. - М., 1959. - С. 239.; Мангейм, К. Идеология и утопия : в 2 ч. [Текст] / К. Мангейм. - М., 1992. - С. 131. и др.
19
«органической» форм общественной солидарности Э. Дюркгейма; тенденция возрастающей рационализации социальной жизнедеятельности М. Вебера и К. Маннгейма; «надорганического типа» всемирной эволюции Г.Спенсера и т.д., которые не могут быть редуцируемы к каким бы то ни было типам взаимосвязей и взаимодействий, кроме собственно-социальных взаимосвязей и отношений. Социализация же фактически отождествляется с целым комплексом социальных (экономических, политических, культурных) преобразований, благодаря которым утверждаются «социальные законы» жизнедеятельности людей. Вместе с тем, предельно широкая интерпретация процесса социализации фиксирует в повышенной степени его внешние и внутренние предпосылки, чем содержательные стороны, оставляя в стороне непосредственного субъекта социальной жизнедеятельности - конкретного человека, являющегося инициатором, участником и результатом создания системы социального взаимодействия.
Преодолеть указанные недостатки пытаются сторонники «узкого» или эмпирического подхода, рассматривающие социализацию в качестве важнейшей характеристики социальных субъектов - конкретных индивидов и групп, включенных в социально-исторический процесс. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американкой социологии1 (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация трактуется как результат взаимодействия индивида с социальной средой, выражающийся в зависимости от предлагаемой модели (бихевиористской, структурно-функциональной и т.д.); в усложнении подавления природных влечений; в формировании социальной установки поведения под воздействием социального научения; в усвоении социальных ожиданий; в приобретении им способностей самоконтроля, институциональных
1 Социология молодежи : учеб. пособие для студ. вузов / 10. Г. Волков, В.И. Добреньков, ФДКадария / под ред. Ю. Г. Волкова. - Ростов-на-Дону, 2001. - С.376.