Ви є тут

Торговая деятельность в российском обществе: трансформация культурной традиции

Автор: 
Сидоркин Николай Иванович
Тип роботи: 
трансформация культурной традиции
Рік: 
2004
Артикул:
193550
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................... 3
Глава 1. Торговая деятельность в дореволюционной России: формирование культурной традиции................................. 15
1.1. Специфика институционального обеспечения
торговой деятельности в истории России....................... 15
1.2. Социокультурный статус дореволюционного купечества...... 37
Глава 2. Трансформация инфраструктурно-организационных элементов в российской традиции торговой деятельности............ 54
2.1. Торговля в период модернизации российской социально-экономической системы: выбор оптимальной
формы организации............................................ 54
2.2. Организационно-технологические изменения в культуре торговли в пореформенной России............................ 69
Глава 3. Торговая деятельность в системе ценностей
российского общества пореформенного периода (на примере
анализа общественного мнения крупного города)................... 91
3.1. Трансформация ценностного сознания населения: формирование рыночных ориентиров........................... 91
3.2. Оценка населением трансформации торговой
деятельности................................................. 117
Заключение..................................................... 139
Литература...................................................... 144
Приложения.......................................................154
2
Введение
Актуальность темы. Торговая деятельность является одной из форм экономической деятельности, в основе которой лежит обменный тип социального взаимодействия. Однако сам феномен торговой деятельности следует рассматривать в социокультурном контексте: он возникает на определенной стадии цивилизационного развития и предполагает проникновение в повседневные практики способов абстрактного мышления.
Обменный тип социального взаимодействия получил доминирующее распространение не сразу и не во всех обществах. Он опирается на взвешивание и расчет выгоды от совершаемых действий. Необходимость поддерживать и укреплять солидарные связи в социуме долгое время определяла ограниченное распространение обменного типа отношений. Они играли подчиненную роль в обществе и распространялись преимущественно в торговых сословиях. Утверждение рыночных отношений как наиболее эффективных в социальной культуре определило и центральную роль торговой деятельности в экономике: она стала выступать двигателем общественного производства, задавать направление его динамики и одновременно формировать финансовые ресурсы для этого движения. Эта функция позволяет рассматривать торговлю в качестве индикатора характера и уровня развития социально-экономических отношений общества и в целом - потенциала его социокультурной мобильности.
Переход России к принципам рыночной экономики в канун XXI в. определил также изменение роли торговли как экономического института и -шире - торговой деятельности как элемента повседневной практики населения страны. Развитие рыночных отношений требует перехода широких масс на уровне индивидуальной деятельности к принципам рационального обмена. Торговая деятельность переопределяет смыслы поведения людей, влияет на принципы организации их жизни, расширяет спектр потребностей и в конечном итоге влияет и на духовные ценности общества.
Широкое распространение торговой деятельности как элемента повсе-
Глава 1.
Торговая деятельность в дореволюционной России: формирование культурной традиции
/./. Специфика институционального обеспечения торговой деятельности в истории России В современной науке под термином «торговля» понимается отрасль хозяйства, экономики, вид экономической деятельности, объектом которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже7. Как видно из определения, приоритетную роль в торговле как отрасли экономики играет соответствующая деятельность, включающая товарообмен и другие операции, сопутствующие купле-продаже товаров. Лицо, занимающееся такой деятельностью, именуется торговцем. А сама торговая деятельность рассматривается как вид коммерческих операций с продовольственными или промышленными товарами и услугами. Под торговцем закон понимает того, кто осуществляет торговые действия и рассматривает это как свою профессию, что отличает его от посредника, который занимается торговыми операциями нерегулярно, а также от наемного работника или ремесленника. В социально-экономическом аспекте понятия «торговля» и «торговцы» применяются обычно к деятельности, связанной с распределением, и к тем, кто осуществляет ее с целью извлечения прибыли.
В истории хозяйственного развития различных народов торговля имела различный удельный вес. Для народов ряда морских стран она выступала ведущим направлением хозяйственной деятельности (Голландия, Британия, Испания), в историческом развитии других народов этот вид деятельности не рассматривался как почетный. Иными словами, в истории разных народов и стран сложилась разная традиция торговли как направления хозяйственной деятельности. Это значит, что правила, нормы и ценности, которые регулируют эту форму деятельности в культуре общества, символически интерпре-
15
тируются, «обрастают смыслами», передаются из поколения в поколение и обретают устойчивость8. С этой точки зрения, традиция понимается нами как
^ -
социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Формируясь в процессе непосредственной деятельности людей по освоению природной среды, традиция выступает в качестве социального фактора, который, во-первых, обеспечивает процесс адаптации социума к условиям среды, а, во-вторых, выполняет роль первичного регулятора отношений между членами социума. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, но и всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только будущее, но и прошлое. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут восприниматься как позитивные (те, которые принимаются обществом), и как негативные (те, которые им отвергаются).
Торговля, как любая другая форма человеческой деятельности, выступает в качестве формы традиционной деятельности, по-разному проявляясь в рамках той или иной культуры. Функционируя в качестве культурной универсалии (всеобщей социокультурной формы) торговля в то же время сочета-ет в себя условия эволюции различных обществ, что обуславливает неповторимые, вариативные, характерные лишь для культуры данного сообщества формы торговой деятельности. Анализируя торговую деятельность как феномен культуры конкретного общества, в том числе и российского, следует,
+
7 Большой экономический словарь. М., 2002. С. 759.
* См.: Общая социология Учебное пособие / Под ред. А.Г. Эфендисва. М., 2002. С. 351.
16