Введение
Окружающий нас мир потрясает темпом происходящих в нем изменений, а Россия, кроме того, глубиной нестабильности в различных сферах общественной жизни. В условиях изменений политической и социальной обстановки трансформируется состояние восприятия людей окружающих общественных процессов. Сориентироваться в изменяющихся социальных ситуациях и правильно оценить множество экологических, политических, социальных и научных сдвигов в мире - весьма непросто. В результате наблюдается рост хаотических элементов в общественном сознании и культуре. Современная социология как наука, изучающая социальную жизнь людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп, отмечает динамичность и нелинейность развития социальных процессов. Поэтому одной из основных задач социологии является выработка методологического аппарата для исследования сложных общественных процессов с целью избежания кризисных состояний.
В условиях динамичного функционирования социальных процессов происходящих в обществе, синергетика, как общая теория самоорганизации, играет роль нового мировоззренческого ориентира. Синергетика в контексте современного научного знания рассматривается как новая междисциплинарная наука, знаменующая собой становление нового взгляда человека на мир и на процессы, происходящие в нем.
В отличие от традиционных областей научного знания, синергетика определяет общие закономерности эволюции систем различной природы, что позволяет выявить универсальность применения синергетического подхода к анализу социальных систем. В результате применения синергетических концепций к анализу социальных процессов появилось новое научное направление - социальная синергетика, которая предлагает новый подход к познанию кризисов, нестабильности и хаоса, к созданию средств управления
Раздел 1: Некоторые аспекты взаимодействия социологии и синергетики
Социология как паука, изучающая социальную жизнь людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп не может не замечать динамичность и нелинейное развитие социальных процессов. Мир, в котором мы живем, по своей природе нелинеен и открыт. Нельзя с точностью и высокой определенностью сказать, чего следует ждать в каждый следующий момент времени от развивающейся сложной многосоставной структуры или системы, даже если мы знаем предысторию ее возникновения и этапы ее развития. Человечество еще на ранних этапах зарождения цивилизации стремилось узнать будущее, объяснить внезапные природные катастрофы и социальные катаклизмы. Невозможность до конца объяснить и познать причину, природу и внезапность разного рода стихий формировали тайны вокруг событий, происходящих в ходе развития цивилизаций и общества. Открытие нелинейной теории позволило понять, что в нашем нелинейном мире возрастает вероятность совершения даже маловероятных событий, поэтому будущее множественно и неопределенно. Неожиданные, загадочные и совершенно новые взгляды на социопроцессы выявляются в мире через призму неоднозначности и нелинейности. В своем культурологическом эссе А. Генис отмечает: «Будущее никогда не бывает ни хорошим, ни плохим. Оно никогда не бывает таким как мы его ждем: разрыв между настоящим и будущим разрушает причинно-следственную связь, создавая одну из знаменитых своей изощренностью «хаососфер».1
Состояние современной реальности характеризуется кризисами, происходящими в различных сферах общественной жизнедеятельности человека. Глобальное распространение нестабильности, неустойчивости и кризисности процессов, происходящих в обществе, бросает вызов не только
1 Гснис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М., 1997.
функционирующим социальным институтам, но и господствующей в науке методологической парадигме, основанной на приоритете линейности, стабильности и устойчивости.
Для решения подобных задач существует необходимость в раскрытии законов возникновения новых форм, структур, организационных целостностей. На помощь человечеству в этом приходит системная парадигма. Представления о системности мироздания зародились в древнейших философских учениях Древней Греции, где значение слова «система» было связано, прежде всего, с социально-бытовой деятельностью и применялось в значении устройство, организация, союз, строй и т.п.1 С развитием философских взглядов, термин «система» переносится на естественные объекты: вселенную, филологические и музыкальные
сочетания, государственное устройство и т.д. Тогда было скорее «предчувствие» необходимости системного подхода к сущему, нежели осознанная методологическая парадигма, которая сформировалась лишь к началу XX века.2
Изначально в работах древних философов не существовало четкого представления о системе, не ставился вопрос о границах системного представления, об отличии системы от того, что не является системой; системность зачастую отождествлялась с целостностью. В результате этого формирование понятия «система» из термина «система» идет через осознание целостности и расчлененности как естественных, так и искусственных объектов. Это и получило выражение в толковании системы как «целого, составленного из частей».
Фактически не прерываясь, эта линия осознания систем как целостных и одновременно расчлененных фрагментов реального мира идет через Новое время, философию Р. Декарта и Б. Спинозы, французских материалистов,
1 Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.
2 Блауберг И.В., Юдин В.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
- Київ+380960830922