2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................
Глава I. ТЕОРИИ МОДЫ ДОИНДУСТРИАЛЬНОГО И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
XVII - середины XX вв...............12
§ I. Научные дискурсы о моде доиндустриального общества: Шефтсберн и И. Кант
....................................... 13
§ 2. Первые социологические концепции моды: Г. Спенсер,
Г. Зиммель......... 22
§ 3. Т. Всблен: мода через призму концепции престижного
потребления......................... 51
Глава II. МОДА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ И
ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ ПОДХОДОВ К МОДЕ........................................ 67
§ 1. Мода через призму интегральных теорий Э. Гидденса
и П. Бурдье...............................................................67
§ 2. Ж. Линовецки: роль моды в развитии индивидуализма
и демократизма.......................................................76
§ 3. Дж. Ритцер: проблемы глобализации моды......................... 87
§ 4. Ж. Бодрийяр: мода в контексте знаковых кодов и
симулякров.....................................92
§ 5. Социосемиотические подходы к
моде......................................... 106
§ 6. Мода п играизация современного общества....................... 127
з
§ 7. Мода как фактор адаптации самооргапизационимх
акторов к рискам: социосинергетический подход.135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................. 155
БИБЛИОГРАФИЯ................................. 161
17
льнет к ней - как дитя к своей матери, - что страх гнетет его и не отпускает ни на мгновение»20. Роскошь, таким образом, тесно связана с модой, хотя не тождественна ей.
«Так я вступаю в прения, - продолжает он, - с Капризом и Мнением в своих поисках литейного и монетного двора воображения. Ибо Фантазией порождены все желания и вожделения. Отсюда черпают они свои привилегии и звонкую монету. Стоит мне закрыть сам источник бедствий и помешать чеканить фальшивые монеты, - и я спасен»21, - утверждает философ. Методологической основой его суждений об источниках, по существу, первых проявлений и успехов моды является позиция индивидуализма, предполагающая «свои» особые суждения о должном, «естественном», что умаляет значением исторически сложившихся культурных и социально-психологических требований, предъявляемых обществом к индивиду. Он признает реальность «всевозможных капризов и фантазий», но считает, что сопротивление им всегда по силам «острому уму» и твердой самодисциплине. «Ибо мода и привычка - это великие соблазнители, и ему (философу и автору) неизбежно пришлось вести жестокую борьбу с ними, прежде чем он нс приобрел свойственной ему безошибочности вкуса, безусловно необходимой для всякого, кто претендует на следование природе»22.
Таким образом, «естественность» вкусов и склонностей противопоставлена у Шефтсбери вычурности куртуазной моды. В дальнейшем линия обоснования и отстаивания «естественного» вкуса
:пШефтсбери. Эстстнчскиеопыты. -С. 428.
:1 Шефтсбери. Эстетичекиеопыты. -С. 431.
" Шефтсбери. Эстегичсккс опыты. - С. 451.
18
будет продолжена do французском просвещении Ж.-Ж. Руссо. Вольтер также не менее язвительно, чем Шефтсбери, характеризовал модные претензии современных ему аристократических кругов, равно как и подражание их образцам одежды и стиля жизни в среде французских «мещан во дворянстве».
В своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» (1798) //. Кант в «Замечаниях о вкусе» счел нужным выделить особый подраздел «О вкусе, отвечающем моде». В нем отмечена естественная склонность человека сравнивать себя в своем поведении с кем-нибудь более авторитетным - прототип значения референтной группы в современной социологии. На основе референтности вырабатывается потребность особой социальной ориентации, предполагающей социальное подражание. «Закон этого подражания, писал И. Кант, -стремление, и именно в том, при чем не принимается во внимание какая-то польза, - называется модой»23.
Таким образом, мода здесь рассматривается в соответствии с кантовским принципом бескорыстности эстетического суждения, что, заметим, противоречит практике моды (протомоды) древнейших времен, когда ставилась задача обратить на себя внимание в конкретных корыстных целях, ослепить великолепием, затмить соперников и соперниц изысканностью и утонченностью. В то же время Кант подчеркивает, что мода относится к тщеславию, самолюбованию, поскольку се цели лишены внутренней ценности. Параллельно, мода содержит компонент иррациональности («чудачеству, дурачеству»), т.к. принуждает к рабской зависимости следовать примеру поступков других, а не выбору собственной воли.
- Київ+380960830922