2
Содержание
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретические основы социологического анализа социализации личности.............................................................11
1.1. Социологический анализ основных научных подходов к социализации личности.............................................................11
1.2. Теоретические основы конструирования интеграционной модели социализации личности................................................31
1.3. Теория и методика технологии реализации интеграционной модели социализации личности................................................52
Глава 2. Методологический анализ технологии реализации интеграционной модели социализации личности..........................68
2.1. Методологические основы социологического исследования интеграционной модели социализации личности..........................69
2.2. Технология реализации интеграционной модели социализации личности: опыт социального эксперимента..............................86
2.3. Теоретическая конструкция интеграционной модели социализации
личности...........................................................118
Заключение.........................................................132
Список литературы...................................................138
Приложения.........................................................161
3
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что значительно возрастает роль социологии в системе общественных наук. Социологическое знание создает необходимые теоретико-методологические основания для решения острых социальных проблем, которые увеличивают риск социальной дезинтеграции российского социума.
В современном российском обществе дезинтеграционные процессы продолжают преобладать над интеграционными. Социальное пространство воспринимается личностью как источник социальной фрустрации и напряжения, возникает явление социального отчуждения личности, которое в своих крайних формах приводит к социальной эксклюзии.
Решение проблемы социальной дезинтеграции социума возможно за счет социологического анализа моделей социализации. Особенность социологического анализа моделей социализации состоит в том, что одновременно раскрывается как сам механизм социализации, так и технология управления данным механизмом.
Теоретическое конструирование технологии реализации моделей социализации личности создает теоретико-методологический фундамент, для организации работы социальных институтов, ответственных преимущественно за социализацию личности.
Иными словами, формируется социально конструктивный путь преодоления социальной дезинтеграции личности за счет целенаправленного управления механизмом ее социализации.
Отсутствие работ, раскрывающих теоретико-методологические и технологические' основы исследования социализации личности, создает противоречие между потребностью в социологическом анализе моделей социализации личности и реальным дефицитом социологического знания в данной области.
19
как носителя антропогенных ресурсов. Социальный субъект, не обладающий интеграционными потенциалами неизбежно войдет в состояние социальной эксклюзии.
Понятие «социальная эксклюзия» является англоязычным аналогом термина «дезинтеграция». Этимологический смысл слов integrate как «объединять в единое целое»19 и include - как «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе»20 во многом совпадает. Однако, категория «инклюзия» предполагает не просто объединение объектов, а их гармоничное автономное сосуществование. Тогда понятие "inclusion11 представляется термином, в большей степени соответствующим принципу социологического антропоцентризма.
В европейской практике существуют два способа интерпретации социальной эксклюзии, которые анализируются Ф.М. Бородкиным — французский и англосаксонский.
Французский подход ориентирован на социальную солидарность, интеграцию (инклюзию) граждан в общественную жизнь. С одной стороны, такой подход предполагает признание преимущественных прав социальных общностей на защиту их целостности, с другой — требует уважения прав любых меньшинств, не покушающихся на целостность сообщества. Эксклюзия понимается как технология самосохранения целостности группы, императивности социального порядка, который служит интересам инклюзированных.
В англосаксонской традиции акцентируется индивидуальная свобода, равные права для всех граждан. Социальная инклюзия трактуется преимущественно как результат свободного выбора отношений в системе «субъект - социальная система»21.
19 Англо-русский словарь/ Под ред. О.С. Ахмановой. - М.: Советская Энциклопедия, 1968. - С. 288.
20 Там же.- С. 276.
21 См. подробнее: Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии// Социологический журнал. - 2000. - №3/4. - С.5-17.
20
В российской социологической практике, категория социальная эксклюзия имеет тенденцию использоваться достаточно активно. Однако феномен социальной эксклюзии трактуется крайне узко и специфично.
Так, Н.М. Римашевская рассматривает социальную эксклюзию как, недоступность субъекту ресурсов, устойчивых связей, утрату элементарных социальных навыков и доминантных ценностей социума. Феномен социальной эксклюзии, по мнению автора, представлен четырьмя группами социальных субъектов, «...составляющих социальное дно: 1) нищие, открыто просящие подаяние; 2) "бомжи", лишившиеся своего жилья, прежде всего вследствие возникновения рынка жилья; 3) беспризорные дети, которые
потеряли родителей либо убежали из дома; 4) уличные проститутки (включая
00
несовершеннолетних), ведущие асоциальный образ жизни» .
В этом смысле бедность и социальная эксклюзия рассматриваются автором как синонимы. Но понятие социальная эксклюзия шире, так она может быть «связана не только с бедностью, но и культурно-этническими, экономическими, религиозными обстоятельствами»23. Однако, в приведенной цитате автор (Ф.М. Бородкин) перечисляет детерминанты определенно дискриминационного характера. Что вновь сужает понимание социальной эксклюзии до уровня категориальной характеристики феноменологии «социальногодна».
Российская практика теоретического осмысления категории «социальная эксклюзия», характеризуется тенденцией использовать ее в качестве номинации статуса инвалидов и лиц с психофизиологическими дефектами, которые оказываются выпавшими из логики социального процесса.
В данной тенденции наблюдается упрощение смысла феномена социальной эксклюзии. В более глобальном смысле, социальная эксклюзия -
22 Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения (социальное дно) //Социс. -2004.- №4. -033.
23 Бородкин Ф.М. Указ. ст.- С. 9.
- Київ+380960830922