Ви є тут

Стратегічний аналіз і прогнозування фінансово- господарської діяльності підприємств харчової промисловості

Автор: 
Стефаненко Маргарита Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U001683
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1. Методы экономического анализа в маркетинговых исследованиях на примере деятельности предприятий пищевой промышленности Крыма

Для выбора стратегических позиций производственной системы (ПС) целесообразно использовать концепции управления стратегическими зонами хозяйствования (СЗХ).
Стратегическая зона хозяйствования - это отдельный сегмент внешней среды ПС, на который ПС имеет или хочет иметь выход.
Выбор СЗХ непосредственно связан с миссией ПС. Если миссией ПС является обслуживание рынка средств производства (элементов основных производственных фондов, предметов труда), то в качестве СЗХ могут выступать отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт и связь и т.п.; отрасли производства (группы предприятий, выпускающих однородную в эксплуатационно-техническом отношении продукцию); группы предприятий разных отраслей производства, предназначенных для комплексного удовлетворения потребностей рынка средств производства. В качестве СЗХ могут также выступать региональные рынки отдельных товаров или их сочетаний. Определение границ СЗХ представляет собой сложную многофакторную задачу. До сих пор отсутствуют достаточно аргументированные признаки стратегической зоны хозяйствования. В литературе, в частности в трудах зарубежных ученых, таких как И. Ансофф [3], А. Чандлер [186], А. П. Градов [39], в той или иной форме излагаются принципы определения СЗХ. Так, в соответствии с предложенной трактовкой И. Ансоффа "СЗХ предъявляет спрос на продукцию, для изготовления которой необходима определенная технология" [3, с. 150]. По нашему мнению, понятие "технология" должно быть расширено до понятия "стратегический потенциал предприятия".
Очевидно, что границы СЗХ во многом определяются величиной издержек, связанных с адаптацией комплекса ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, к разнообразию и изменчивости требований, предъявляемых со стороны СЗХ к обслуживающей ее предприятием. Чем выше адаптационные издержки, тем меньшая часть внешней среды может стать привлекательной СЗХ для того или иного предприятия. Так, если характер располагаемых ресурсов позволяет предприятию в течение продолжительного времени удовлетворять разнообразные и изменяющиеся требования к продукции, предъявляемые определенной группой потребителей, без коренной реконструкции или технического перевооружения производственного аппарата предприятия, эту группу потребителей (сегмент рынка) можно рассматривать в качестве потенциальной СЗХ предприятия.
Так, например, на территории Центрального района г. Симферополь расположено 20 предприятий, предъявляющих спрос на 5 видов кондитерских товаров, требующих для своего изготовления 4 отличающихся друг от друга составом и структурой элементов стратегического потенциала ОАО "Симферопольская кондитерская фабрика" (Приложение В). При этом 10 предприятий предъявляют спрос на два товара, для изготовления которых состав и структура элементов СКФ отличаются незначительно. Другая группа из 6 предприятий предъявляет спрос на три товара, для изготовления которых ОАО "Симферопольская кондитерская фабрика" пришлось бы заменить 5% установленного технологического оборудования. Третья группа из 4 предприятий предъявляет спрос на все пять товаров, для изготовления которых ОАО "Симферопольская кондитерская фабрика" пришлось бы перевооружить 50% парка существующего оборудования, заменив его более гибким. В случае принятия в качестве СЗХ первой группы предприятий ОАО "Симферопольская кондитерская фабрика" должна была бы вложить дополнительно в модернизацию производства 2% имеющихся активов. Во втором случае (6 предприятий - потребителей) - 7% активов. В третьем случае - 60% активов. Поверхностный анализ полученной информации может привести руководство ОАО "Симферопольская кондитерская фабрика" к решению принять в качестве СЗХ первую группу предприятий, поскольку адаптационные издержки в этом случае минимальны. Однако при выработке подобного решения необходимо было соизмерить величину адаптационных издержек с потенциальным приростом эффекта, которого может достичь ОАО "Симферопольская кондитерская фабрика" в случае обслуживания той или иной группы предприятий-потребителей. В данном случае под эффектом понимается степень достижения стратегических целей предприятия: прирост прибыли, либо захват доли рынка, либо вытеснение более могущественных конкурентов и т. п.
Более углубленный анализ мог показать, например, что, приняв в качестве СЗХ вторую группу предприятий ОАО "Симферопольская кондитерская фабрика" захватила бы значительную долю рынка, потеснив конкурентов. Приняв же в качестве предпочтительной СЗХ третью группу предприятий-потребителей, ОАО "Симферопольская кондитерская фабрика" обеспечила бы себе внешнюю гибкость, которая позволила бы ей в стратегической перспективе существенно снизить риск банкротства в случае возникновения каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Снижение риска в данном случае стало бы возможным за счет более адаптивного (гибкого) стратегического потенциала, приспособленного к производству и выводу на рынок более разнообразной в производственном отношении продукции.
Таким образом, речь идет не о механической ориентации на снижение адаптационных издержек, а соизмерении величины этих издержек с потенциальным стратегическим эффектом предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия.
С учетом изложенного, заключаем, что стратегическая зона хозяйствования может быть определена как часть внешней среды, в границах которой обеспечивается превышение величины потенциального эффекта предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия в стратегической перспективе над величиной издержек, связанных с адаптацией стратегического потенциала предприятия к разнообразию предъявляемого этой зоной спроса на товары и услуги. Иначе говоря, границы СЗХ таковы, что внутри этой зоны создаются предпосылки для достижения высокого уровня конкурентных