Ви є тут

Богослужебний спів в музичній культурі Чернігівщини на початку ХХ століття

Автор: 
Дорохіна Любов Олексіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000137
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
Профессиональная традиция богослужебного пения в деятельности ведущих храмовых
хоров и хоров духовных учебных заведений Чернигова
2.1. Важнейшие храмовые хоры Чернигова в начале ХХ столетия: место в духовной
жизни города. Михаил Ступницкий как выдающийся регент, организатор хорового
движения
В XIX столетии Черниговская губерния занимала значительное пространство и была
густо заселена. Видимо, именно этим была вызвана необходимость образования в
епархии викариата. Известно, что с 21 августа 1868 года Черниговской епархией
управляли уже два епископа - Черниговский и Нежинский (он же – архиерей) и
епископ Новгород-Северский. Каждый из них имел свою резиденцию. “Преосвященные
викарии, именуемые Новгород-Северскими, стали управлять Елецкой обителью, а
Архиерей переселился на жительство в Троицко-Архиерейский дом” [111, 1901, №23,
с.804]. Можно предположить, что существование такой системы организации
управления епархией, обусловило одновременную деятельность в Чернигове двух
архиерейских хоров - Троицкого, существовавшего издавна, и Елецкого,
образованного после 1868 года. Однако следует заметить, что история
архиерейских хоров распадается на два периода - в архивных документах и
епархиальной периодике до 1912 года наиболее часто упоминается хор Елецкого
монастыря, а с 1912 по 1917 годы - Троицко-Соборный.
Изучение исторических документов позволило обнаружить немаловажную для нас
закономерность, присущую Елецкому хору – более частую, чем в Троицком хоре
смену регентов. Нами установлено, что на протяжении первого десятилетия ХХ века
Елецким архиерейским хором в разное время руководили четыре регента. Можно
предположить, что их смена была связана со сменой викариев – епископов
Новгород-Северских, так как каждый новый регент назначался вскоре после
вступления в должность нового викария.
Taк, в 1900-1902 годах, с назначением на место викария Черниговской епархии
епископа Филиппа, Елецким хором стал руководить Петр Михайлович Добровольский.
В современной специальной музыковедческой литературе сведений о П.Добровольском
нет. Однако, из материалов дореволюционной периодики известно, что это был
талантливый регент и музыкант, автор некоторых духовных музыкальных сочинений
(например, “Хвалите имя Господне”), часто исполнявшихся черниговским Братскими
хорами и статей о Д.Бортнянском [111, 1902, №5, с.196], церковный историк и
археолог. На протяжении всей жизни П. Добровольский занимался изучением
городских церковных памятников старины, руководил делами Черниговской ученой
архивной комиссии. Известно, что он преподавал церковное пение и был регентом
хора слушателей на краткосрочных певческо-педагогических курсах (см. Главу 3),
а также обучал пению детей Черниговского детского приюта Ведомства учреждений
Императрицы Марии [18, с.105]. По свидетельству епархиальной прессы того
времени, именно при П.Добровольском Елецкий архиерейский хор “достиг
наибольшего величия” [111, 1910, №24, с.871]. Мы не имеем данных о том, каким
был П.Добровольский как дирижер, но, безусловно, это был человек очень высокой
культуры.
После смерти епископа Филиппа на его место был назначен епископ Нестор (1902).
Конечно же, не располагая конкретными фактами, нельзя с уверенностью говорить о
том, что уход П.Добровольского с должности регента архиерейского хора был
связан с назначением нового настоятеля Елецкой обители. Вполне вероятно, что
многогранная церковно-обшественная и научная деятельность не позволяла регенту
в полной мере отдаваться церковно-певческой работе с главным храмовым хором
города. Однако с приходом нового викария поменялся и регент Елецкого хора.
Епископ Нестор управлял епархией сравнительно долго, до 1910 года. Архивные
источники свидетельствуют о том, что в этот промежуток времени руководство
Елецким хором поручалось Стефану Якимовичу и Константину Бондаревскому. О
деятельности этих регентов сведения крайне скудны. Известно лишь, что последний
занимал должность регента, совмещая ее с преподаванием в Елецкой
церковно-приходской школе. В 1911 году К.Бондаревский “был положен в сан
диакона и переведен на диаконскую должность в село Марчихину Буду” [111, 1911,
№19, с.472]. Возможно, это опять-таки было связано с назначением нового
епископа Новгород-Северского – Пахомия.
Состояние церковно-певческого дела в Елецком хоре находилось под пристальным
вниманием настоятелей (епископов). Имеются сведения о том, что певчие
зачислялись в хор только с их согласия. Об этом свидетельствуют письменные
прошения, поступавшие на имя епископов. После соответствующего прослушивания
решение о профессиональной пригодности просителя выносил регент, однако
последнее слово всегда было за епископом. Так, резолюция викария Нестора на
письме соискателя должности хориста Платона Яснопольского гласит: “Если регент
найдет, что новый тенор нужен для поддержания теноровой партии в хоре, то
испробует голос просителя и даст свои заключения надписью на сем” [168, №943].
Из письменного заключения известно, что “проситель обладает прекраснейшим
голосом и как артист знает хорошо ноты, поэтому не может быть лишним в хоре,
тем более что не требует квартиры и большого жалования”. Далее следовало
окончательное заключение за подписью епископа Новгород-Северского: “3 февраля
1905 года (приказ № 473). Проситель принимается приходящим певчим в хор
Елецкого монастыря” [168, №943].
Итак, вышеизложенные факты позволяют констатировать, что соискатели,
претендовавшие на место певчих в Елецком архиерейском хоре, проходили строгий
отбор. Необходимо было не только продемонстрировать наличие ярких вокальных
данных