РАЗДЕЛ 2
Механизмы управления процессом организационных
нововведений на предприятии
2.1. Механизмы управления готовностью предприятия к организационным
нововведениям
Проведенный в п.п.1.2, 1.3 анализ позволяет утверждать, что темпы осуществления
организационных нововведений и их эффективность определяются рядом
характеристик как самого нововведения, так и внутренних переменных предприятия.
Такими характеристиками, в соответствии с комплексным анализом научных трудов,
представленных различными исследователями проблем эффективности инновационной
деятельности предприятий, выступают [24, 31, 32, 34, 55, 106, 115]:
1. Степень соответствия параметров нововведения инновационной цели предприятия.
Инновационная цель предприятия конкретизирует требуемый конечный результат
инновации в качественном и количественном выражениях с указанием срока
достижения цели.
2. Степень соответствия параметров нововведения ресурсным характеристикам
предприятия: материально-техническим, финансовым, трудовым и информационным
ресурсам, а также особенностям организации деловых процессов.
3. Уровень готовности предприятия к внедрению организационного нововведения.
Показатель готовности предприятия к организационным инновациям может принимать
значения в диапазоне от признания нововведения и его поддержки до отрицания и
сопротивления. Данная переменная является наименее проработанной в
теоретическом и методологическом отношении.
4. Уровень агрессивности инновационной стратегии. Данный показатель
определяется концепцией предприятия, лежащей в основе выбора места среди
конкурентов и характеризуется активностью в области инноваций и маркетинга
[9].
В общем случае целесообразно рассматривать четыре основные организационные
ситуации, которые влияют на результат внедрения организационных нововведений и
являются следствием взаимодействия обозначенных характеристик:
Ситуация потенциальной неудачи - соответствует сочетанию низкого уровня
агрессивности инновационной стратегии предприятия с низким уровнем готовности к
организационным инновациям, несоответствием внедряемого нововведения ресурсным
характеристикам предприятия и намеченным инновационным целям. Очевидно, что в
данной ситуации эффективное внедрение организационного нововведения оказывается
невозможным.
Ситуация потенциального риска – соответствует высокому уровню агрессивности
инновационной стратегии предприятия при недостаточной подготовленности к
организационным инновациям. Нововведение в рассматриваемой ситуации
характеризуется высоким соответствием инновационной цели предприятия, при этом
с точки зрения ресурсных характеристик предприятия является недостаточно
приемлемым. В данной ситуации правомерно говорить о существовании высокой
степени инновационного риска.
Ситуация «напрасных усилий» - является результатом внедрения нововведения при
сочетания высокого уровня готовности предприятия к организационным инновациям и
недостаточной агрессивности его инновационной стратегии с одной стороны, и
высокого соответствия внедряемого изменения ресурсным характеристикам
предприятия при недостаточном соответствии данного изменения инновационной цели
предприятия, с другой. Данная ситуация характеризуется отсутствием
положительных изменений в показателях функционирования предприятия после
внедрения нововведения.
Ситуация потенциального успеха отвечает четырем критериям эффективности
Хандлера (см. п.1.3), и соответствует сочетанию высоких показателей всех
взаимодействующих в ходе внедрения организационной инновации параметров.
Обозначенные ситуации внедрения нововведений могут быть представлены с помощью
предлагаемой матричной модели успешности организационных инноваций [115].
Поскольку в качестве основного свойства инновации в современной науке
рассматривается удовлетворение конкретной потребности [124, с.197], под
успешностью организационных нововведений будем понимать достижение предприятием
поставленной инновационной цели с учетом требований эффективности и
результативности, сформулированных в п.1.3.
Модель описывает взаимодействие двух групп переменных, характеризующих
соответственно предприятие и внедряемое нововведение. К первой группе относятся
переменные уровня готовности предприятия к внедрению организационного
нововведения (N) и агрессивности инновационной стратегии (M). В группу,
характеризующую инновацию, входят переменные, отражающие соответствие
параметров нововведения инновационной цели предприятия (K) и соответствие
параметров нововведения ресурсным характеристикам предприятия (L). Эти группы
переменных являются входами двух подсистем предлагаемой модели. Будем
рассматривать их совместно, что представляется возможным, так как области
значений обеих систем совпадают, и необходимым, поскольку конечный результат
определяется только при взаимодействии указанных подсистем.
Данные подсистемы на основании входных переменных позиционируют характеристики
групп на матрице ситуаций, описанных выше. Матрица ситуаций - однозначно
определяемые набором входных переменных исходы внедрения организационных
нововведений на предприятии, являющиеся объектом исследования данной модели.
Принцип использования данной модели в процессе принятия решений в области
управления организационными инновациями представлен на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схема применения матричной модели успешности организационных
нововведений.
Для обеспечения сопоставимости значения всех показателей с помощью специальных
оценочных функций должны быть приведены к общему виду (например, к интервалу от
0 до 10).
Предлагаемая модель имеет г
- Київ+380960830922