РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АЗИИ
2.1. Специфика региона Юго-Восточной Азии
Юго-Восточная Азия (ЮВА) занимает стратегическое положение не только в Азии, но и в мире, это регион самой ранней человеческой цивилизации, в течение многих веков привлекающий внимание ученых многих стран мира. Причем внимание постоянно возрастает по мере того, как в ЮВА происходят события, которые оказывают мощное воздействие как на саму Азию, так и на весь мир. Учитывая тот факт, что в научной и специальной литературе, периодической печати к региону ЮВА авторы относят различные государства, в рамках данной работы под странами Юго-Восточной Азии мы подразумеваем субрегион, включающий: Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд, Филиппины, т.е. страны входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Внимание к данному субрегиону в какой-то мере обусловлено тем фактом, что в течение длительного времени (более 20 лет) в странах ЮВА были достигнуты весьма высокие показатели экономического роста - в среднем ежегодный рост ВВП составлял около 7%, что в два-три раза превышало аналогичный показатель в других странах мира. В 1980-х - начале 1990-х годах совокупный внутренний продукт большинства стран ЮВА вырос в 2-3 раза. [63, с.7] На сегодня 10 стран Юго-Восточной Азии обладают суммарной численностью населения более 522 млн. чел. совокупным ВВП 585 млрд. дол. и оборотом внешней торговли 720 млрд. дол. [237].
Чтобы понять основные движущие механизмы данного процесса, остановимся на ключевых моментах экономического развития стран Юго-Восточной Азии.
Благодаря важному стратегическому положению на перекрестке морских путей между Европой, Азией и Австралией Сингапур превратился в один из ведущих торговых центров мира. По отношению к другим странам Юго-Восточной Азии он традиционно играет роль "базарной площади" - сюда поступают товары, производимые в соседних странах, например, каучук и олово из Малайзии, рис из Таиланда, которые затем направляются в другие регионы. В то же время сюда привозятся промышленные товары из США, Европы, Японии и распределяются между соседними странами. Когда эти страны стали строить морские порты, пригодные для судов с большой осадкой, значение Сингапура как торгового посредника уменьшилось. Чтобы компенсировать убытки, правительство страны стало стимулировать развитие собственной промышленности, привлекая для этого прямые иностранные капиталовложения. Поскольку Сингапур не располагает естественными ресурсами, развиваются преимущественно отрасли обрабатывающей промышленности, а также сборка изделий из импортированных готовых деталей. Большое значение приобретают химическая, нефтеперерабатывающая, сборочная электронная, радио- и электротехническая промышленность, а также судостроение. Сохранили свое значение в региональном масштабе оловоплавильная промышленность и переработка каучука.
В 1980-е годы Сингапур стал развивать наукоемкие отрасли, специализируясь на передовых технологиях не только в производстве, но и в сфере интеллектуальных услуг (информационных, финансовых, технологических, медицинских). Несмотря на наличие высококвалифицированных и образованных местных кадров, в стране относительно мало национальных предпринимателей. Почти все капиталовложения и инициативы в бизнесе поступают из-за границы. Иностранных инвесторов привлекают наличие высококвалифицированной рабочей силы, слабость профсоюзов и политическая стабильность. Ведущая роль в выработке стратегии развития и контроля за выполнением индикативных планов остается за государством.
Сингапур стал крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информации для соседних стран. После открытия нефти и природного газа на шельфе у берегов п-ова Малакка в Сингапуре разместились штаб-квартиры энергетических компаний. В 2002 году ВВП Сингапура оценивался в 110,4 млрд. дол. США, т.е. 26500 дол. США на душу населения. По секторам ВВП делится следующим образом: индустриальный сектор - 33 %, другие сферы деятельности - 67 % [237].
Когда в 1949 году Индонезия завоевала независимость, ее экономика состояла из двух основных секторов. Один из них включал плантации, шахты, нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы и другие крупные промышленные предприятия. На этих объектах производственный процесс был механизирован, технологически отработан и обеспечен умелым управлением. Другой сектор состоял из крестьянских хозяйств и мелкой промышленности, зачастую в виде надомного производства. В 1970-х - начале 1980-х годов нефтедобыча стала важнейшей отраслью промышленности в Индонезии, члена Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Экономическая политика Индонезии неоднократно менялась в зависимости от того, как складывались дела с добычей и продажей нефти. Так, с середины 1960-х годов и вплоть до начала нефтяного бума в 1970-е годы инвестиционный климат в стране весьма чутко относился к запросам и потребностям частного капитала, особенно когда речь шла о транснациональных компаниях.
В период нефтяного бума, продолжавшегося с 1974 по 1982 г., на смену благоприятной по отношению к рынку политике пришел режим жесткого государственного управления экономикой. С окончанием всплеска мировых цен на нефть в начале - середине 1980-х годов начался этап отката от регулирования экономики государством, многие установки предшествующих лет были отменены и уступили место прежней политике. Резкое сокращение доходов в иностранной валюте, которым сопровождалось падение мировых цен на жидкое топливо, вынудило Индонезию расширить экспорт других видов продукции. После 1969 г. индонезийское правительство приступило к плановому развитию экономики на основе задуманной на 25-летний срок программы, которая включала пять пятилетних планов. Политический и экономический кризис 1997-1998 гг. привел к срыву седьмого пятилетнего плана, после 30 лет устойчивого экономического роста индонезийская экономика испытала сильн