Ви є тут

Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции

Автор: 
Котляревский Иван Арсеньевич
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
1983
Кількість сторінок: 
320
Артикул:
134266
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- г -
ВВЕДЕНИЕ
За последние семь лет проблемы высшей школы и специального образования в целом неоднократно становились объектом пристального внимания со стороны ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Этапными документами в этом плане стали исторические решения ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС. Важную роль сыграли также постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" ( 1979 г.) и Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений ( 1981 г.).
Многообразные методологические, методические и организационные вопросы, затронутые в перечисленных и многих других документах, группируются вокруг следующих трёх основных проблем: повышение качества самого учебного процесса, обеспечение должной глубины знаний студентов как по общественным,так и по специальным дисциплинам и всемерное развитие творческой инициативы студентов, их профессиональной самостоятельности в сочетании с активностью и зрелостью общественно-политической позиции Гб, с. 395_7. Эти три проблемы исключительно актуальны для любой из сфер образования. Особо следует подчеркнуть их глубокую взаимосвязанность и целенаправляющую роль последней из них. Мера профессионально-творческой активности выпускников вузов определяет потенциальные возможности их вклада в строительство социалистической экономики и культуры.
Исключительное значение развитию самостоятельности будущих специалистов придавалось уже на ХХУ съезде КПСС. В отчётном докладе по этому поводу говорилось следующее: "В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний
- 3 -
резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации" /Г4, с. 77_7. Эта же мысль развивается на ХХУ1 съезде КПСС в связи с проблемой обеспечения теснейшей связи учебного процесса с живой практической деятельностью, производственными задачами /~5, с. 60-61.7. В рекомендациях Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук дважды обращается внимание на этот вопрос как наиболее существенный в деле подготовки молодых специалистов. В конечном итоге предлагается всемерно "повышать ответственность студентов за глубокое и творческое усвоение марксистско-ленинской теории" С7, С. 54_7.
Все эти общие установочные положения делают очевидной важность методологического обеспечения вузовских курсов и превращения данной части их содержания в активно усваиваемый студентами материал. Особенно велико значение указанной проблемы в курсах истории той или иной области научного знания.
В них тесно переплетены обобщение и критический анализ накопленного опыта с постоянной переработкой вновь поступающей информации. Последующий небольшой исторический экскурс должен показать как в истории теоретического музыкознания сложилась ситуация, послужившая отправной точкой для настоящего исследования.
История теоретического музыкознания как особая область науки образовалась и приобрела самостоятельность сравнительно недавно. Однако предпосылки её возникновения можно обнаружить в далёкой древности, если к этой области отнести не
- 30 -
щие эти представления, проявлением единичного. Именно последние, единичные явления, обусловливают конкретно историческую форму существования музыкально-теоретических систем, их содержание. Только с этих позиций можно достичь строгой упорядоченности изучаемых явлений, и тогда при сравнении музыкально-теоретических систем разных эпох будут сопоставляться и сравниваться однопорядковые образования научного знания: всеобщие со всеобщими, особенные с особенными, а единичные с единичными.
Этим исчерпываются принципы рассмотрения музыкально-теоретической системы как объекта исследования, вытекающие непосредственно из данного выше определения. Следующая задача заключается в выработке приёмов выявления музыкально-теоретических систем в историческом материале и их классификация. Обобщённость, целостность и системность анализируемых совокупностей знания выдвигают на первый план вопрос о структуре этих образований. Как раз структурные закономерности и могут выполнять роль фактора, позволяющего на каждом историческом этапе выделить музыкально-теоретические системы, а главное -сравнить их между собой. Этой проблеме и посвящена следующая глава.
Глава вторая.
Структура музыкально-теоретической системы.
Системность совокупностей научных представлений является одним из наиболее общих свойств, позволяющих рассматривать историю теоретического музыкознания как чередование некоторого количества целостных образований научного знания и сравнивать их между собой. Сравнивается, прежде всего, содержание музыкально-теоретических систем, но для удобства сравне-
- 31 -
ния необходимо упорядочить это содержание таким образом,чтобы выявились сходные по значению составные части музыкально--теоретических систем, по особенностям которых и даются сравнительные характеристики систем. Проблема отбора звукового материала и его организации, будучи центральной проблемой музыкально-теоретических систем, структурно организует музыкально-теоретическое знание через характер отношения каждой составной части его содержания к этой проблеме. Области научного знания, принимающие участие в формировании музыкально--теоретических представлений, раскрывают различные стороны отбора и организации звукового материала. Объединённые в рамках одной общей проблемы они и образуют структурно организованную, системную целостность.
Центральная проблема музыкально-теоретических систем -отбор и организация звукового материала - соответствует ( поскольку системность научного знания есть отражение системности познаваемого объекта ) в музыкальной практике элементам музыкального языка и их организации. Если к этому добавить, что художественная целостность является конечной целью процесса создания музыкального произведения и эта же целостность может рассматриваться как высшая форма организации звукового материала в центральной проблеме музыкально-теоретической системы, то в результате возникает трёхуровневая иерархическая структура, широко используемая во многих областях научного исследования при системном подходе: уровень
элементов - уровень связей - уровень целостности. Принципы образования такой структуры будут общими для любой исторически сложившейся совокупности музыкально-теоретических представлений, что и позволяет с единой точки зрения и наглядно