Ви є тут

Камерно-вокальная музыка венских классиков. К проблеме генезиса и эволюции жанра

Автор: 
Тарасов Сергей Васильевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
178
Артикул:
133497
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
ВВЕДЕНИЕ
Искусство венской классической школы, представленное творчеством выдающихся композиторов - Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена, как известно, являет собой вершинную стадию развития музыкального Классицизма. Венский музыкальный классицизм второй половины XVIII столетия — явление безусловно уникальное. Во многом перекликаясь с веймарским классицизмом И. Гёте и Ф. Шиллера в литературе, с взглядами французских энциклопедистов, а также с трудами Г. Лессинга, Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Маттезона, И. Кванца и других выдающихся мыслителей эпохи, он словно впитал в себя наиболее про-1рессивные идеи своего времени. Великие мастера Венской классической школы, обобщив достижения различных стилей и художественных течений - барокко, рококо, сентиментализма, а также народной культуры разных стран, явили своим искусством не только качественно новую ступень в эволюции музыкального Классицизма, но и один из самых значительных этапов всемирной истории музыкального искусства.
С творчеством великих венцев связан блестящий расцвет ведущих инструментальных жанров - симфонии, сонаты, струнного квартета, оперы. Существенной составляющей их обширного творческого наследия была также камерно-вокальная музыка, весомо отразившая разнообразные художественные тенденции эпохи, эстетические принципы и стилевые ориентации. О значимости этих малоизученных страниц творчества венских классиков, занимающих своё достойное место в сокровищнице мирового вокального искусства, свиде-
16
сяти лет, в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов XVIII столетия. Обращаясь к французским, итальянским, шотландским, английским, немецким и другим текстам несопоставимых по масштабам дарования поэтов — от таких гениев, как У. Шекспир, до поэтов-любителей из ближайшего окружения композитора, как Э. Хантер, венский классик воспринимал дух весьма различных поэтических индивидуальностей.
В целом диапазон охвата поэзии в песнях Гайдна достаточно широк. Прекрасные образцы камерно-вокального жанра композитор создавал также на произведения Р. Бёрнса, К. Вайса, Ф. Готтера, Г. Лессинга, П. Метастазио, В. Скотта, М. Циглера, Й. Эшенбурга и других. При этом лишь некоторые из привлекающих композитора творцов обрели свой определённый «стиль» музыкального воплощения, отвечающий своеобразию того или иного творческого лица. В их числе в частности один из выразителей идей «Бури и натиска» - Г. Бюргер. Поэтическое искусство представителя «Гёттингенского содружества поэтов», вероятно, увлекало композитора наделённостыо силой, энергией и национальной самобытностью, близостью природе, народностью во всех своих проявлениях. Любопытно, что Гайдн, будучи современником И. Гёте, не написал ии одной песни на текст «бурного гения», в то время как Й. Райхардт сочинил 128 песен на стихи своего друга, величайшего поэта эпохи (Goethes Lieder и другие сборники). Между тем, яркий отклик в песенном творчестве Й.Гайдна нашли стихотворения других крупных поэтов, например, — известного немецкого поэга-анакреонтика И. Глейма, утверждавшего в своём поэтическом творчестве мотивы размеренного, сознательно культивируемого наслаждения чувственными радостями жизни на эмоциональном фоне быстротечности бытия и неотвратимости конца. В камерно-вокальном творчестве венского классика находят своё гениальное музыкальное воплощение печальные и даже мрачного характера темы, связанные с отражением глубоких эмоциональных, более того - философских аспектов бытия, раскрывающихся посредством смены переживаний. Не случайно довольно значительное число песен Гайдна обратцено к те-
17
ме смерти, бренности бытия, страдания и скорби - «Das Leben ist ein Traum» («Жизнь наша - сон»), «Auf meines Voters Crab» («На могиле отца»), «The Wanderer» («Как жутко бродить»). Несомненно, что вокальные сочинения такого углублённого содержания, освещающие средствами инструментального письма образы внешнего и внутреннего мира людей, их различные душевные состояния, представляют большой интерес, так как «они подчас связывают Гайдна не только с Бетховеном, но и с Шубертом» — в этом невозможно не согласиться с Ю. Кремлёвым [51,159].
Тематика многих песен связана с воплощением мыслей и чувствований простодушного человека, с воспеванием прекрасной природы, окрашенным уже в романтические тона «прогулок одинокого мечтателя» (Руссо) [88, 10], например, в шотландских песнях - «Иду я полями под небом весны», на слова Р. Бёрнса, «Вижу горы», на слова Роденберга и других. Интересно, что А. Серов причислял Гайдна, наряду с Глюком, Бетховеном и Вебером к великим музыкальным пейзажистам [89, 392]. Действительно, в песнях Гайдна отображается прекрасное в своей неповторимости олицетворение всей поэзии природы, кристаллизирующееся и нашедшее своё идеализированное воплощение в обобщённом, пантеистическом плане «светлою, кроткою душою великого музыканта» [90, 530] в двух последних ораториях - «Времена года» и «Сотворение мира». Вместе с тем, романтическую настроенность мироощущения Гайдна характеризует томление по тихому убежищу, затерянному среди природы, жажда счастья, полный тихого восторга гимн природе, стремление уйти в неё - «Un tetto umil» («Мой домик»).
Встречаются военные, любовные, попутные и песни, связанные с сельским бытом. Впервые намечен совершенно новый жанр политической песни с её существенными чертами, характеризующейся смелостью в отношении новых идейных импульсов. Многие из них невелики, куплетны, однако, подкупают художественным вкусом, естественностью мелодики, прозрачностью фактуры, строгой классической гармонизацией. Проявившийся в поздние годы творчс-