2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..............:.............................................. 4
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 8
1.1. Стресс и стадийность его развития............................... 8
1.2. Стресс-чувствительность и стресс-устойчивость животных
и птиц.................................................... 18
2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................... 25
2.1. Материал и методы исследования........................... 25
2.2. Результаты исследования......................................... 29
2.2.1. Реакция птицы на введение испытуемых препаратов ............. 29
2.2.2. Иммунобиохимические показатели резистентности птицы
под воздействием стресс-факторов........................ 31
2.2.3. Закономерности роста и развития, морфологические изменения в надпочечниках и почках у кур в зависимости от стресс-реактивности.......................................... 41
2.2.3.1. Рост и развитие молодок в зависимости от их стресс-реактивности .................................................................... 41
2.2.3.2. Морфологические изменения в надпочечниках и почках подопытных птиц...................................................... 49
2.2.4. Сохранность поголовья, продуктивные и репродуктивные качества кур родительского стада в зависимости от их реакции на стресс-фактор, а также причины эмбриональной смертности цыплят......................................................... 63
2.2.4.1. Заболеваемость, падеж и сохранность птицы................... 63
2.2.4.2. Продуктивные и репродуктивные качества кур родительского стада......................................................... 63
2.2.4.3. Причины эмбриональной смертности цыплят..................... 69
2.2.5. Экономическая оценка испытуемых средств................ 73
3
2.3. Обсуждение результатов................................ 76
ВЫВОДЫ.................................................... 92
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ................................. 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 94
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................ 112
10
животных, волнения птицы, связанные с пересадками, погрузка и перевоз животных на различных транспортных средствах, нарушение правил осеменения, профилактические мероприятия, вакцинация, лечение (Н.В. Пигарев, 1981;
А.Б. Байдевлятов, 1975; С.В. Вышивыркин, Н.П. Бацанов, 1989; A.C. Кашин,
С.Е. Чернышов, М.З. Андрейцев, 1990; А. Рахманов, 1990).
Физиологические - вывод цыплят (И. Маджаров, 1976), роды.
Экспериментальные - проведение исследований на животных, длительная фиксация особей в определенном положении.
Существует понятие о психологическом (ранговом) стрессе, который проявляется при нарушении условий содержания, что, прежде всего, определяется борьбой за лидерство в группе (Д.А. Устинов, 1976).
При комплектовании производственных групп среди животных начинается борьба, которая заканчивается установлением своеобразного иерархического, или так называемого «социального» порядка. Более сильные и агрессивные животные захватывают лидерство в группе, которое сохраняется в течение всего периода совместного содержания. Борьба за лидерство приводит не только к ушибам, травмам, ранениям, но и к снижению продуктивности животных всей группы (С.И. Плященко, В.Г. Сидоров, 1987).
H.A. Кравченко (1982) отмечает, что стрессоры промышленного птицеводства подразделяются на две категории: неизбежные и нежелательные. Неизбежные - это намеренно используемые раздражители (вакцинация, принудительная линька, деберкирование и др.), которые оказывают временное и незначительное влияние на продуктивность и жизнеспособность птиц. Нежелательные стрессоры - приносят значительный экономический эффект (болезни, перемещение, высокоуплотпенность посадки, неудачный микроклимат и др.).
С точки зрения механизмов возникновения в настоящее время выделяют два основных вида стресса: физиологический (соматический), психогенный (нейрогенный, эмоциональный).
Физиологический стресс охватывает в организме большую часть регуляционно-адаптационных механизмов, висцеральных и нейрогормональных (R.S. Lazarus, 1967).
В свою очередь эмоциональный стресс связан со стрессогснным возбуждением и требует активной оборонной реакции. Он освобождает из мозгового слоя надпочечника комплекс катехоламинов с целью активной защиты. Возбуждение системы гипофиз - кора надпочечника контролируется гипоталамусом (R. Dantzer, P. Mormede, 1977, 1978, 1981; М. Arone, R. Dantzer, 1980). Также, как и у человека, у животных и птиц значительную роль в возникновении стрессовой реакции, играют психические факторы. Они возникают при различных обстоятельствах: перемене помещения птицей, во время борьбы за главенствующее положение в стаде, при манипуляционных факторах (А.М. Guhl, W.C. Allee, 1944; W.R. Gross, Y.S. Siegel, 1965; R. Eubank, 1967; G.W. Sherit, Y.D. Graves, 1974; R. Kvetnanshy, I. Kopin, 1976).
Нервные импульсы играют чрезвычайно важную роль в тот момент, когда необходимо включить защитную деятельность организма. Для осуществления стресс-реакций необходимы неповрежденные нервные пути, связывающие очаг воздействия стрессора с центральной нервной системой (Д.А. Устинов, 1976).
Важным достижением при изучении стресса у животных и птицы, было выявление взаимосвязи между гормональной реакцией и реакцией поведения (L.R. Conner с соавт., 1971; R. Dantzer с соавт., 1981; P. Mormede с соавт., 1977 и 1978).
Исследования временной динамики кортикостсрона в ответ на иммоби-лизационный стресс в течение 20-ти минут у крыс разного поведения показали, что уровень кортикостерона в любой временной точке достоверно ниже у ручных животных по сравнению с агрессивными (И.Н. Оськина, 1998).
По мнению R. Dantzer (1982), J.M. Fauré (1981), A.L. Zeshner (1978) ответ животных на воздействие стрессоров не ограничивается только адаптацион-
- Киев+380960830922