Содержание
Введение с 3
Г лава 1. К проблеме методологии исследования
нотных автографов............................................с. 21
1.1. Атрибуция и датировка ..................................с. 22
1. 2. Схема текстологического описания
и принципы анализа...........................................с. 27
1. 3. Типология автографов ..................................с. 35
Глава 2. Текстологическое описание автографов................с. 44
2. 1. Автографы опубликованных произведений .................с. 46
2. 2. Автографы неопубликованных произведений................с. 99
Глава 3. Наблюдения о творческом методе Бородина с. 127
3.1. Особенности записи текста с. 133
3.2. Опыт транскрибирования в квартете О-биг с. 143
3.3. О некоторых закономерностях фактурных
и тембровых корректур с. 154
3.4. Принципы формообразования
(на примере автографов трио О-биг) с. 164
Заключение с. 176
Примечания с. 180
Приложение 1: опись фонда Бородина, составленная
в Музее Ленинградской филармонии (фрагмент) с. 201
Приложение 2: П.А.Ламм “Книга авто1-рафов
А.П.Бородина” (фрагмент) с. 207
Приложение 3: письма С.А.Дианииа Л.М.Кутателадзе (по вопросам использования документов фонда
Бородина в печати) с. 217
Приложение 4: каталог нотных автографов
раннего творчества А.П.Бородина с. 224
Приложение 5: иллюстрации с. 236
Приложение 6: факсимиле фрагментов рукописей с. 245
Приложение 7: нотные примеры с. 255
Указатель архивов и библиотек с. 341
Библиографический список литературы с. 342
3
Введение.
Обращение к нотным автографам Александра Порфирьевича Бородина - не дань современной моде, а актуатьность сегодняшнего дня: разрозненные по разным архивохранилищам рукописи композитора давно нуждались в детальном исследовании и систематизации. Отсутствие “Сводного каталога” всего рукописного архива Бородина явилось стимулом для поиска, атрибуции, анализа и систематизации нотных автографов. Несмотря на обширный круг музыковедческих трудов, посвященных жизни и творчеству композитора, вопросы изучения рукописных текстов затрагиваюсь лишь “вскользь”. Необходимость специального текстологического труда назрела.
Объектом исследования избраны автографы, относящиеся к раннему периоду творчества Бородина (1842 - 1862 гг.). Неизданные при жизни композитора (исключением является “Adagio patetico” (“Патетическое
34
Второй уровень текстологического анализа ранних рукописей Бородина становится возможен в случаях наличия чернового и белового автографов одного произведения. Текстовые разночтения в рукописях, принадлежащих к разным этапам творческого процесса, позволяют проследить работу композитора, направленную на стабилизацию текста произведения. Изменения нотного текста, которые прослеживаются при сравнении чернового и белового вариантов записи одного и того же нотного текста, внесенные композитором без фиксации и, вероятнее всего во время работы за фортепиано, мы назовем импривизированными правками.
Последним, третьим уровнем текстологического анализа будут выступать правки, нанесенные Бородиным поверх текста черновых и беловых автографов. Основная цель данных правок - усовершенствование начального музыкального изложения - станет руководящим принципом в процессе реконструкции творческого метода композитора. Образующийся в процессе корректурной работы композитора новый вариант изложения мы будем называть корректурный вариант текста. Последняя по времени фиксация текста в отдельно взятом автографе определена нами как окончательный текст. Нанесенные поверх начальной записи исправления, графическое исполнение которых отличается от графического исполнения начального текста, мы называем правками post factum.
35
1. 3. Типология автографов.
Проблема типологии автографов с целью определения их принадлежности к творческим стадиям работы автора над произведением широко обсуждается как в литературоведении59, так и в музыковедении. Авторы каталогов, аннотированных указателей и текстологических исследований, ссылаясь на “недостаточность разработанности методики исследования рукописей композиторов как особого рода исторического источника” (Вайдман 1988: 3) выдвигают свои системы типологии рукописных материалов. По словам П.Е.Вайдман, занимающейся изучением рукописного архива П.И.Чайковского, “отсутствие единой терминологии объясняется значительной индивидуализированностью предмета изучения в каждом конкретном случае” (там же: 14). О проблеме мобильности терминологических характеристик в археографии и текстологии заявляет также В.Антипов, который при составлении аннотированного указателя автографов М.П.Мусоргского выдвигает свою типологическую систему (Антипов 1989: 65).
Аналогично литературоведческой типология нотных автографов основана на принципиальном разделении рукописей на черновые и беловые. Однако многие исследователи не только вносят в данную классификацию интересные дополнения, но и формулируют индивидуальные типологические характеристики.
Так, Антипов предлагает для систематизации автографов Мусоргского следующую классификацию рукописей:
“Набросок (эскиз) - рукопись, отражающая начальный этап работы над произведением, когда делаются предварительные записи музыкальных тем или отдельных фрагментов сочинения без их дальнейшей обработки.
Черновик - рукопись, отражающая не доведенные до конца процесс работы над уже имеющимся в наличии материалом, что внешне проявляется в различного рода исправлениях, зачеркиваниях, вставках и т.д.
Беловик - рукопись, представляющая собой запись оконченного произведения, причем в беловых рукописях, так же как и в черновых,
- Киев+380960830922