Вы здесь

Жизненные планы молодых инвалидов : Особенности формирования и реализации в современном российском обществе

Автор: 
Васильева Наталья Владимировна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2000
Артикул:
1000317854
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения жизненных планов молодых инвалидов......................................13
1.1. Социологические концепции исследования инвалидности......13
1.2. Жизненные планы молодежи как предмет социологического исследования................................................29
1.3. Специфика формирования жизненных планов молодых
инвалидов...................................................40
Глава 2. Социологический анализ жизненных планов молодых инвалидов в современном российском обществе..................58
2.1. Учет особенностей молодых инвалидов в исследовании их жизненных планов.............................................58
2.2. Социальные условия реализации жизненных планов молодых инвалидов в России конца 90-х годов XX века................69
2.3. Роль общественных объединений в формировании и реализации жизненных планов молодых инвалидов................92
Заключение........................
Список использованной литературы Приложения........................
125
147
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменение
социокультурной ситуации в современной России сказывается на личностном становлении молодежи, особенно в период выбора жизненных ориентаций, путей и способов достижения выдвигаемых целей. Жизненные планы являются выражением, с одной стороны, установок молодежи, а с другой - реальных жизненных возможностей, предоставляемых обществом на социетальном уровне; возможностей регионов, которые связаны с историческими особенностями их развития и современным социально-экономическим положением; наконец, возможностей самого индивида, определяемых его потенциалом, природными данными и социальным окружением.
Одной их характерных тенденций развития России в 90-е годы становится ухудшение здоровья детей и молодежи, увеличение доли инвалидов. Сегодня 35% всех российских детей имеют хронические заболевания, у половины диагностируются отклонения в здоровье. За период с 1987 по 1996 год произошло увеличение на 18% группы умственно отсталых детей. На начало 1995 года в органах социальной защиты населения Российской Федерации состояло на учете 399 тысяч детей до 16 лет, получающих социальную пенсию. На 1 января 1999 года число детей-инвалидов уже составило 598 тысяч человек.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов в современном российском обществе предполагает заботу о материальных и духовных условиях их жизни. Перспективная цель этой политики состоит в улучшении положения молодых инвалидов, что делает необходимым изучение их основных потребностей.
3
взаимодействии лицом-к-лицу, в анализе повседневности. Основные идеи социально-антропологического подхода с точки зрения анализа спектра социальных реакций на нетипичные физические или психические состояния прослеживаются в работах
А.В.Суворова, Н.В.Шапкиной, которые продолжают
исследовательскую линию Б.Ингстад, Р.Мерфи, С.Сэфилиос-Ротшильда (126; 249).
Растущее признание роли экологических взаимосвязей в общественном развитии привело к появлению социальноэкологического направления (Ури Бронфенбреннер). Сущность этого подхода состоит в том, что объективные особенности окружения человека важны также, как определяющиеся, в связи с этим, субъективные переживания и процессы индивида. Проблемное поле определяется микросистемой (непосредственным окружением ребенка-инвалида), мезосистемой (взаимоотношениями между различными жизненными областями), воздействием экзосистемы (общественных институтов, органов власти и административных учреждений) и макросистемы (совокупностью норм культуры и субкультур, политических, экономических и правовых позиций, господствующих в обществе). Этот подход использует В.О.Скворцова в построении социальной терапии семьи ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями (169).
Продуктивны для изучения инвалидности исследования в русле символического интеракционизма: теория социализации
(Дж.Г.Мид), теории наклеивания ярлыков или социетальной реакции (Г.Беккер, Э.Лемертон), теории стигматицазии (И.Гоффман). Теории наклеивания ярлыков или социетальной реакции описывают традиционный подход к инвалидности, объясняющий инвалидность с констатации органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус девиантов. Санкциями по борьбе с девиантами
14
признаются их исправление или изоляция. Такой подход прослеживается в работах исследователей Н.А.Запыгиной, М.П.Ливицкой, В.С.Собкина (228; 237; 158).
Социокультурная теория нетипичности (Е.Р.Ярская-Смирнова) рассматривает ограниченные возможности нетипичных людей как специфическую роль, навязываемую человеку
социальным окружением. Инвалидность есть социальное
определение «ярлык» (знание об инвалидности), который
приклеивает человеку какая-то конкретная социальная система, так как такое состояние считается отклонением от нормы. Этой теории придерживаются ученые Саратовской социологической школы (Д.В.Зайцев, Н.Е.Шапкина и др.) (227 а; 249).
Обратимся к исследованию Джейны Мерсер, проведенному в 60-х годах в интернате для молодых американцев с умственной отсталостью. Нам представляется интересным подход к
рассмотрению, с некоторой степенью допущения, случая умственной отсталости, предложенный Е.Р.Ярской-Смирновой, где инвалидность предлагается рассматривать как весьма широкую категорию, с которой умственная отсталость пересекается лишь частично. Например, согласно российскому законодательству, только некоторые, наиболее глубокие, формы умственной отсталости являются условием для того, чтобы человек мог получить официальный статус инвалида. Дж.Мерсер пишет, что семьи с высоким образовательным и экономическим статусом, как правило, сами привозили ребенка в интернат, поскольку их определение ненормальности совпадало с диагнозом власть имущих, который утверждает невозможность самостоятельной жизни, здорового общения и развития. «Низкостатусные» семьи, напротив, выражали свое несогласие, когда врач ставил диагноз и советовал отправить ребенка в учреждение. Женщина
15