СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение.........................................................3
Гяава Г. Образование для досуга - новая социальная парадигма
1Л .Социокультурные формы пространства образования........13
1.2. Современное образование и тенденции использования
свободного времени..............................................53
Глава 2. Образование как фактор формирования досуговой активности
2.1. Социальные модели досуговой активности студентов.....95
2.2. Аттитюды к досугу: образовательные перспективы......125
Заключение.....................................................140
Библиография........................................,..........145
Приложение....................................................158
3
Введение
Экономические преобразования в России влекут за собой изменения условий жизни людей, человеческих отношений, особенностей гражданского и профессионального становления человека. Изменение принципов организации жизни и деятельности людей, их социальных и поведенческих норм и ценностей вызывает необходимость поиска новых механизмов, путей и средств регулирования социальных процессов и управления ими. Фундаментальным условием развития российского общества выступает развитие его человеческого ресурса, управление которым предполагает активную опору на комплекс социальных наук о человеке, включающий теоретические изыскания и прикладные исследования в области социологии личности, социологии образования, труда и досуга. Одним из вариантов управления человеческими ресурсами могут стать особые программы образования, профессионального становления человека, цель которых - развитие интеллектуального и профессионального потенциала общества. Образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают внимание теоретиков и практических работников. Проблема осмысления новых концепций образования в силу сложности самого этого феномена является объектом исследования различных наук - социологии, философии, психологии, педагогики. Современный подход к образованию приводит исследователей к его пониманию как явления и процесса, глубоко противоречивого в своей основе в силу сущностных характеристик.
Анализ многосторонних и многоаспектных противоречий в сфере образования ведет к осознанию и раскрытию сущности глобального и национального образовательного кризиса, состоящего в признании неспособности современного' образования удовлетворительно решать стоящие перед ним социальные и индивидуально-личностные задачи и выполнять основные функции. Образование как социальное явление,
16
духов. В древности образование существовало скорее в обратной своему современному виду тенденции, то есть в виде собственной антитезы: не распространение, а сокрытие знаний составляло его основ)'2. В своей форме институт образования возникает только тогда, когда объем важнейших знаний увеличивается настолько, что усвоить даже определенную часть их оказывается в состоянии далеко не каждый член общества и когда появляется проблема неуправляемого количества важного знания. Институциализация образования на этом этапе сопровождается усилением его классового характера.
Передача фрагмента опыта осуществляется присвоением имени в обряде инициации. Обряд инициации, как дописьменная форма образования, нуждается в длительной подготовке индивида. В ходе такой подготовки формируется способность индивида выстраивать свои действия в соответствии с символическими требованиями, использовать символические средства для своих действий: «Подготовка к обряду инициации - это первая историческая форма образования. Поддерживалась она на основе ролевой матрицы общения наставник-подопечный»'. На этом этапе развития общества образование было доступно всем членам племени, поскольку обряд инициации с присвоением имени проходили все члены племени. Влияние образования на социальную структуру общества было минимальным.
По мнению Т. Веблена, основной причиной появления в обществе образования как специализированного способа воспроизводства социальной деятельности стало «его отделение от породивших его магических ритуачов и шаманского мошенничества»4. Функции образования в древнем обществе выполнялись главным образом кастой жрецов, а «процесс образования
1 Гусейнов A.A. Выражение кризиса и симптомы обновления// Вопросы философии, №3, 1999, с.8
2 Ортега-и-Гассст X. Тема нашего времени//Ортега-и-Гассет. Что такое философия. - М., 1991, с. 134
'' Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования, №11, 1999, с. 81
4 Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984, с. 78
17
сводился в основном к приобретению навыков услужения
сверхъестественной силе»1. Из этого следует, что выделение образование в особый социальный институт было спровоцировано кастой жрецов в целях закрепления своего привилегированного положения в обществе.
В контексте данной работы, необходимо рассмотреть понятие социального института.
Впервые выделил образование как социальный институт,
выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе Г.Спенсер. Социальный институт традиционно определяются как совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, систем норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития социальных общностей, так и всего общества в целом. По мнению Я.Щепаньского, социальные институты “являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, вырабатываются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет соответствующий образ поведения для членов группы, принимает решения от имени целого. Эти способы действий определенны как безличные, т.е. они должны выполняться независимо от личных черт и интересов человека, который их выполняет всегда одним и тем же образом2.
Подобно другим социальным институтам, традиционно выделяемым в социологической науке, институт образования призван обеспечить
1 Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984, с.79
* Я. Щепаньский. Элементарные понятия социологии. - М., 1969, с. 97
- Киев+380960830922