Вы здесь

Инновационные процессы в системе высшего образования Казахстана на этапе становления рыночных отношений

Автор: 
Рудица Наталья Борисовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2001
Артикул:
1000319792
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА.
1.1. Методология анализа современного состояния высшего образования Казахстана.
1.2. Сущность инновационных процессов в системе высшего образования республики.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Кросскультурный анализ функционирования государственных и негосударственных вузов Америки и Европы.
2.2. Формы развития инновационных процессов в системе современного российского высшего образования.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
3.1. Ценностные ориентации казахстанской молодежи на этапе реформирования высшей школы.
3.2. Тенденции развития системы высшего образования Казахстана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
нш-дшш
Общественное развитие на рубеже веков характеризуется необходимостью трансформации всей системы образования. Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, во взаимоотношениях между различными государствами и народами, в экономических, политических, социальных и культурных процессах, порождают возникновение целого ряда требований к системе высшего образования по формированию нового типа специалистов, наиболее адаптированных к условиям переходной экономики и современным задачам.
Реформа образования, осуществляемая в настоящее время и Республике Казахстан, связана с целым комплексам мер. направленных на изменение его организационно-экономических, правовых, структурных и содержательных компонентов. В условиях, открывшихся для Казахстана вместе с обретением суверенитета, явно определяется цель - построение правового, демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой. При этом важную роль приобретает решение ключевых проблем, сформулированных Президентом Республики Казахстан П.Л. Назарбаевым: "укрепить государственные начала, построить правовое общество, обеспечить становление полнокровною национальною рынка на новой технологической, структурной, институциональной основе" [7].
Решение этих задач связано с необходимостью введения различного типа социальных инноваций (содержательных, методических и структурных) как в общественные и экономические отношения, так и в образовательный процесс. Объективными факторами, определяющими сущность, характер и направленность нововведений в высшем образовании выступают:
• становление республики Казахстан в качестве суверенною независимого государства;
3
• на конкурсной основе граждане имеют право на получение высшего образования в государственном высшем учебном заведении;
• получение платного высшего образования в частных вузах осуществляется на основаниях и в порядке, гарантированном законом;
• государство устанавливает обязательные стандарты высшего профессионального образования, деятельность вузов должна соответствовать этим стандартам.
I? разработке политики в области образования наиболее важную роль играет Правительство Казахстана, которое выступает разработчиком руководящих документов и привлекает, но своему усмотрению к формированию политики Министерство образования и науки, а также национальные ресурсы, зарубежных ученых, экспертов и других специалистов.
В ходе осуществления реформ в Республике Казахстан, обнаружился ряд трудностей и проблем. К ним относятся: неразработанность
пооперационной технологии реализации инноваций; недостаточная ясность (абстрактность) в постановке задач перед образовательными структурами; неподготовленность персонала высшего учебного заведения к восприятию инноваций; размытая ответственность профессорско-преподавательского состава за различные аспекты преобразований в высшей школе, несоответствие между принимаемыми политическими, стратегическими решениями и реальными возможностями их практического осуществления.
Следует отметить, что практически все эти проблемы были характерны и дня реформы советской (ныне российской) высшей школы, которая часто развивалась медленно и бессистемно. Глубинных качественных преобразований как в технической оснащенности вузов, так и в управлении учебным образовательным процессом (включая совершенствование форм и методов обучения), не произошло.
Образование - сложный социально-экономический механизм и проблемы его реформирования многогранны.
18
Начало реформирования в Республике Казахстан совпало с Республиканским Совещанием работников образования (14 - 15 апреля 1995 года)
В сфере образования Республики Казахстан возросла инновационная активность, начали усиленно развиться учебные заведения нового типа, в том числе негосударственные, налаживаться международные связи и отношения. Учреждения высшею образования стали изыскивать дополнительные источники финансирования для укрепления материально-технической базы, социальной поддержки своих студентов п преподавателей (получила развитие практика набора абитуриентов на договорной основе).
Вместе с тем следует отметить, что эти изменения часто носили бессистемный характер. Для придания согласованности, динамизма и системности процессам реформирования и развития образования необходимой является программа обновления высшей школы, адаптированная к рыночным условиям.
Для достижения существенных изменений в системе образования Казахстана, прежде всего, необходим полный анализ ее сегодняшнего состояния на всех уровнях: общее образование, среднее профессиональное и специальное образование, вузовское и после вузовское образование, система переподготовки и повышения квалификации кадров. 11ри этом должны быть учтены особенности Республики Казахстан и, в частности:
• геополитическое положение Казахстана в мире;
• многонациональный характер населения;
• многоукладность существующих и вновь нарождающихся форм
хозяйа вования.
Население Республики Казахстан, являясь участником общественного воспроизводства и потребителем товаров и услуг (включая образовательные), тесно соприкасается и органически переплетается со многими другими объектами и явлениями, изучаемыми социально-экономической статистикой. При исследовании закономерностей и тенденций в современном состоянии
19