Вы здесь

Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков : На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Автор: 
Хачаянц Анжела Григорьевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2001
Артикул:
1000343085
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

о
Оглавление
Часть I. Исследование
Введение.................................................. 6
Глава 1. Типология певческих рукописей: структурная характеристика................................................. 19
1.1 Методы типологических исследований. Типы, виды и редакции рукописных певческих книг................... 19
1.2 Структурные характеристики основных типов певческих книг................................................. 35
Глава 2. Типология певческих рукописей: музыкальнотекстологическая характеристика 60
2.1 Стабильные песнопения............................... 60
2.2 Мобильные песнопения и взаимодействие различных типов певческих книг................................. 89
Глава 3. Типологические особенности и исторические модификации книги Обиход..................................... 140
3.1 Обиход в кругу богослужебной книжности.............. 140
3.2 Особенности структуры Обихода XVII века............. 149
3.3 Особенности структуры старообрядческого Обихода 152
3.4 Модификации Обихода в XVIII - XIX веках............. I 54
Заключение.................................................. 163
С писок л итературы....................................... 167
Приложения к Главе 1...................................... 182
Условные обозначения.................................... 182
Таблица 1. Состав Октоихов...............................
Таблица 2. Состав Праздников.............................
Таблица 3. Состав Ирмологиев.............................
Приложения к Главе 3.......................................
Условные обозначения.....................................
Обиходы XVII века........................................
Таблица 1. Всенощное бдение..............................
Таблица 2. Литургия Иоанна Златоуста.....................
Таблица 3. Частное богослужение..........................
Таблица 4. Обиход постный................................
Таблица 5.11асха.........................................
Старообрядческие Обиходы.................................
Таблица 6 Всенощное бдение...............................
Таблица 7 Литургия Иоанна Златоуста......................
Таблица 8. Частное богослужение..........................
Таблица 9. Обиход постный................................
Таблица 10. Пасха........................................
Таблица 11. Состав Обедниц...............................
Таблица 12. Состав Демесгвенников........................
Часть И. Катач01-
Комментарий к Каталогу.....................................
Список сокращений..........................................
Номера рукописей по Каталогу...............................
Описания рукописей.........................................
Указатель имен, упоминаемых в записях......................
Указатель географических названий, монастырей, церквей,
упоминаемых в записях......................................
Указатель типов книг.......................................
Хронологический указатель..................................
Указатель нотаций..........................................
40
преобладают. В Октоихе полной редакции стихир на «хвалитех» становится 4, нестихирные жанры из октайного репертуара исчезают. Среди книг собрания имеется Октоих, выделяющийся особой «краткостью» состава: в группе на «Господи воззвах» Великой вечерни представлен лишь Догматик (№ 2776 1121]).
В книгах первой половины XVII века из седмичных песнопений представлены богородичны и крестобогородичны. Со временем кре-стобогородичны отменяются. Этот факт касается как знаменных Октоихов после «книжной справы», так и рукописей нотолинейного письма. Старообрядческие памятники исключают седмичные песнопения. Среди известных нам книг лишь в одной находятся богородичны, при условии, что это Октоих полной редакции в виде отдельного кодекса, а не в составе Сборника (рукопись № 1268 [57]).
Известна тенденция уменьшения объема певческого Октоиха второй половины XVII - XVIII веков по сравнению с книгами XV - начала XVII веков (32; 29). Нашими наблюдениями эта тенденция подтверждается, и она находит свое продолжение в рукописном наследии старообрядцев. Однако следует отметить и появление новых компонентов в структуре старообрядческих Октоихов. «Свете тихий» встречается в старообрядческих Октоихах XIX века № 1737 [56], 2823 [52] (кроме 5-го гласа), в рукописи № 2851 [50] - в 3, 4-м гласах. Устойчивое добавление этого гимна отмечалось в качестве особенности Октоихов вет-ковского собрания (10, с. 171). «Достойно есть» входит в службы Октоиха в Сборнике № 2776 [121]. Такие факты свидетельствуют об эволюционных процессах в книжной типологии, о продолжающемся «творческом» подходе к составлению книг.
ПРАЗДНИКИ
Рукописи, представляющие певческую книгу Праздники периода XVII - XIX веков, отличаются неоднородностью содержания и структуры. Существуют весомые расхождения в количестве песнопений, их расположении и текстах. Однако находятся устойчивые параметры, но которым возможно определение редакции книги.
Рукописи XVII - XIX веков содержат службы двунадесятых праздников от Рождества Богородицы до Успения1. В диссертации С. П. Кравченко упоминаются случаи включения служб великих праздников (Нерукотворному Образу, Усекновению главы Иоанна Предтечи) (62,, с. 25). Среди рукописей, имеющихся в собрании ОРК, есть Стихирарь (№ 1128 [122], XVII век), в котором службы двунадесятых праздников сочетаются со службами Николаю Чудотворцу (на 6 декабря и 9 мая), субботы Лазаря, Великой субботы, пророку Илис. Такой состав был характерен для Стихирарей минейных до выделения Праздников и Трезвонов в самостоятельные типы. Примечательно, что перечисленные службы написаны иным почерком, нежели двунадесятых праздников. Тем же почерком по окончании праздничных служб написаны песнопения Великой вечерни (Преднач и нательный псалом, «Блажен муж», на «Господи воззвах»). Таким образом, по различию почерков можно определить наличие «основного» и «дополнительного» материала в структуре. В других Праздниках встречаем добавление Царских часов Великого пятка и чина «Страстей Христовых» (рукопись №
1 В старообрядческой традиции существуют случаи оформления Праздников полного состава в «двух томах». В исследуемом собрании примером тому служит рукопись № 2859 [77] середины XIX века, располагающая службами от Рождества Богородицы до Сретения, другая половина Праздников утеряна. Аналогичный образец - рукопись из собрания Саратовского Художествен лого музея им. А. 1І. Радищева 19922, содержащая службы от Благовещения до Успения, на корешке вытиснено: «Праздники часть II».