Вы здесь

Черкесия в свете этносоциологических исследований Султана Хан-Гирея

Автор: 
Брантова Инна Каплановна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2001
Артикул:
269907
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Целостность и системность анализа как основные парадигмы творчества Султана Хан-Гирея в контексте современной этносоциологии.
§ 1. Социологические аспекты взаимодействия материальной и 32
духовной сфер черкесского общества.
§ 2. Этносоциологическое исследование повседневной жизни черкесов. 41 § 3. Представления о социальной стратификации, политическом 66
управлении и конфликтах в жизни черкесского общества.
Глава II. Социокультурные исследования Султана Хан-Гирея.
§ 1. Религия как социальное явление в черкесском обществе. 104
§ 2. Пространственно-временные представления черкесов. 112
§ 3. Социальный анализ народной культуры черкесов. 120
Заключение 141
Приложение 147
Список использованных источников и литературы 173
Список сокращений
191
л
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современные социально-политические процессы с угрожающей быстротой ворвались межэтнические конфликты вместе с международным терроризмом, об исключительной сложности и долговременности проблемы межэтнических конфликтов свидетельствует тот факт, что в настоящее время на Земле проживает более 3 ООО народов-этносов, из которых лишь 300 имеют свои государственные образования и автономии. Питательной средой межэтнических конфликтов выступают территориальные притязания этносов. Наиболее болезненными и эмоционально насыщенными являются конфликты, возникающие в результате ущемления этнических ценностей. Особого внимания заслуживают исторические причины этнических конфликтов, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Когда возникает противостояние этносов, тогда прошлые обиды извлекаются из памяти и становятся катализаторами конфликта. Из этого следует, что у всех, кто занимается историей должно быть очень ответственное отношение к ней. Это требование особенно важно соблюдать в условиях многонациональной России, переживающей трудный и сложный период трансформации из одного состояния в другое. Безответственное, демагогическое обращение к истории народов явилось одним из способов разжигания межнациональной розни в бывшем СССР и в России.
Творчество писателя, социального философа, общественного и военного деятеля Российской империи Султана Хан-Гирея (1808-1842) дает благодатную почву для обращения к истории черкесского (адыгского) народа прежде всего потому, что он добивался единения адыгского этноса с русским с гуманистических позиций. Он любил и Россию и Черкесию, он видел самобытность их культур, возможность их взаимообогащения. 'Творчество Султан Хан-Гирея и сейчас «работает» на дружбу и согласие народов России. Это одна причина обращения диссертанта к его творчеству. Другая заключается
18
Исследования автора Л. Д. Вершигора1 представляют собой анализ военной деятельности Султана Хан-Гирея и его отца, новые подходы к ее изучению. Это новый взгляд на проблему. Исследователь вводит неопубликованные материалы, архивные источники г. Краснодара и г. Майкопа, что позволяет дополнить сведения о молодых годах просветителя. Автор делает следующий вывод о военной деятельности Султана Хан-Гирея: «Все это свидетельствует о формировании зрелого военачальника с прекрасной репутацией и возрастающим авторитетом».2
Примером иного подхода к изучаемой проблеме является работа H. М. Рехвиашвили «Некоторые философско-социологические и художественноэстетические идеи Хан-Гирея».3 В ней автор предпринял попытку осмыслить философские и нравственно-духовные основы мировоззренческих идей Султана Хан-Гирея. Однако, при методологически верных исходных позициях, автор пришел к утверждению несостоятельности, точнее непоследовательности классовых ориентиров Султана Хан-Гирея. В соответствии с методом исследования идея H. М. Рехвиашвили осталась недостаточно реализованной: «Следует помнить, что когда речь идет о философско-эстетических идеях того или иного мыслителя, имеются в виду не только взгляды и положения, им самим выработанные и развиваемые, но и те взгляды и положения, которые сознательно или стихийно разделяются им, те, которые он подкрепляет или опровергает своими конкретными исследованиями, на фоне которых он развертывает свои суждения по частным вопросам. Какую бы позу ни принимали представители специальных наук, как бы ни считали они себя свободными от влияния философии, все равно она властвует над ними.
' Вершигора А. Д. Материалы к военной биографии Хан-Гирея //История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. - Ростов н/Д.» 1999. - С. 144-155. Черноморского войска войсковой старшина Магомет-Гирей (отец просветителя адыгов Хан-Гирея) //Голос минувшего. - Краснодар, 1998. - Ха 3-4.
2Указ. соч.-С. 155.
3 Рехвиашвили H. М. Некоторые философско-социологические и художсствснно-эстетическис идеи Хаи-Гпрея //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века. (Материалы конференции 28-29 марта 1974 года) Нальчик, 1976.
19
Философия и частнонаучная мысль, как общее и единичное, внутренне взаимосвязаны. Суждения мыслителя (в данном случае Хан-Гирея) об отдельных явлениях действительности безусловно отражают общее миросозерцание».1 Опираясь на учение Энгельса, автор пришел к выводу, что: «Хан-Гирей не мог подняться и не поднялся до призыва к революционному свержению существующего строя».2 Такое тенденциозное отношение к философским и социологическим исканиям конечно, не может нам дать сколько-нибудь объективного и аналитического вывода, хотя, справедливости ради, необходимо подчеркнуть, что именно Н. М. Рехвиашвили впервые поставил проблему изучения творчества Султана Хан-Гирея с социологической и философской точек зрения.
Очень интересна в этом отношении монография Р. А. Ханаху «Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени».3 Говоря о социокультурной ориентации адыгов в первой половине XIX века, автор выделяет группу общественных деятелей (куда входил и Султан Хан-Гирей), ориентированных на союз с Россией. При этом подчеркивается, что «Адыгские писатели-просветители 20-60-х годов XIX века разделили судьбу французских, российских и других просветителей - надежды на панацею просвещения не оправдались, а судьбы народов не укладывались в логику благополучия от пpocвeщeпия».,, Постановка проблемы автором интересна, но автор не ставил своей целью подробное исследование взглядов Султана Хан-Гирея.
Б конце 90-х годов всплеск интереса к личности Султана Хан-Гирея был вызван празднованием 190-летия со дня рождения Султана Хан-Гирея и открытием памятника Султану Хан-Гирею в Адыгее ауле Тлюстенхабль. В этот
' Вопросы кавказской филологии и истории. - Вып. 2.-Нальчик, I974.-C.218.
2 Там же-С.220.
3 Ханаху Р.Л. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. - Майкоп, 1997.
4 Указ. соч. С.95.