2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ__________________________
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ_________________________11
1.1 Студенчество как объект исследования и его место в
социальной структуре общества и в группе молодежи__________________11
1.2 Ценностные ориентации и их особенности у студенческой
молодежи___________________________________________________________30
1.3 Общие тенденции изменения ценностных ориентаций
в современном обществе______________________________________________50
1.4 Особенности динамики ценностных ориентаций
в период реформирования общества____________________________________76
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСТВА В КНР И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 97
2.1 Содержание реформ: политические, экономические и социальные изменения в России и КНР____________________________________________97
2.1.1 Содержание и нгоги реформ_____________________________________97
2.1.2 Основные факторы, влияющие на изменение
ценностных ориентаций студенчества в России и КНР__________________121
2.1.3. Молодежная политика России и Китая__________________________132
2.2. Социальные изменения и ценностные ориентации
студенческой молодежи в России и КНР_______________________________141
2.2.1. «Базовые» (дореформенные) ценностные ориентации студенчества России и КН Р______________________________________________________141
2.2.2. Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате реформирования общества____________________________________________148
2.2.3. Выявление воздействия специфики реформ на изменение
ценносгных ориентаций студенчества Китая и России__________________160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________________170
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 176
*
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации суперэтнических обществ России и Китая, вызванной ситуацией переходного перехода, сопровождающегося
* кардинальной переоценкой политических и экономических ценностей.
В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
Особую значимость приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ. Тем более это важно в отношении потенциальной иэтеллектуальной, пол этической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет собой студенчество.
Происходящие в российском и китайском обществах перемены
• обуславливают формирование нового ценностного сознания, соединяющего в себе лучшие культурно-исторические традиции духовности и гуманизма.
Изучение динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи России и Китая, предполагающее выявление основных доминант реформенных процессов, определяющих этот процесс, и создает теоретическую базу для эффективного прогнозирования различных социальных трансформаций, а также в известной степени управления ими.
Социологическое исследование динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи в диверсификационном обществе, ее функций и поля
*
17
возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»1.
Студенчество своей транзитивностью позиционирует свою принципиальную характеристику, которая определяет все ее структурно функциональные атрибуты и обосновывает всю свою специфичность в системе социального взаимодействия. Студенчество это самая динамичная часть ^ общества, которая чутко реагирует на малейшие изменения в его струкгуре, его
политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре. Тот вроде бы малозначительный факт, что студенчество оперативней, чем другие слои молодежной части общества, откликается на новые веяния в моде, литературе, кино, музыке, говорит об ее крайней восприимчивости к новому, которое оно впитывает подобно губке2.
Л здесь можно видеть обстоятельство, как позитивного, так и негативного характера. В этой ситуации базовые ценности студенчества более чем у других общественных слоев подвергаются мощной трансформации, что делает его заложником экстремальных общественно-политических сил. Но именно это обстоятельство делает студенчество интеллектуальным и культурным авангардом молодежной части общества.
• Лидирующее среди молодежи студенчество это огромный
интеллектуальный и управленческий потенциал культурно духовной, государственно-административной, экономичсско-матсриальной сфер общества. Оно, будучи интеллектуальной, духовной элитой молодежи, является потенциальной элитой общества в целом, будущей интеллигенцией, цветом нации. Именно эти два обстоятельства: 1) стремление к новому, его
оперативное восприятие, связанное с обусловленной молодым возрастом легкой обучаемостью и открытостью новым знаниям, и еще неизжитой и
1 Лисовский В. Т. Социология молодежи: история и современность. // Социология и общество. Тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. СПб., 2000. С. 166.
2 Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориегггашш молодежи России. СПб., 1998. С.4
18
инерциально движущейся из прошлой незрелости инфантильностью; 2) с другой стороны, уже имеющее место осознание возлагаемых на него обществом надежд и обязанностей, — именно эти два обстоятельства определяют всю специфику структуры и динамики ценностных ориентаций студенчества.
Студенчество по типам специализации делится на гуманитарное и техническое. В соответствии с этим делением определяется и система ценностей для каждого типа.
Теперь, обратимся к истории, без анализа которой невозможно системное усвоение социального феномена и структуры студенчества. С самого начала необходимо заявить то, что студенчество в своей специфической роли явление сугубо европейской истории и культуры1.
Студенчество как самостоятельный социальный разряд появляется в Средневековье, с появлением первых университетов (Х-ХП вв.). Их возникновение было обусловлено необходимостью в идеологическом и докгринальном обслуживании запросов религиозных властей и клира. Христианская Церковь остро нуждалась в высокообразованных специалистах в области теологии и философии. Первые выпускники университетов также становились врачами и юриспрудснтами правоведами. Первыми университетскими дисциплинами становится тот круг знаний (энциклик), который сформировался еще в античной культуре.
Главными специальностями, которые стали осваивать первые студенты, были мегафизика (в основном Платона и Аристотеля), теология, математика, грамматика, риторика, право, медицина, латинский и греческий языки. Весь университетский цикл складывался из двух образовательных этапов тривиума и квадривиума2.
*
1 Никонова ТВ. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции. СПб., 2000. С. 13-14.
2 Универаггет. Большая Советская энциклопедия. М., 1955. Т. 44. С.345.
- Киев+380960830922