Вы здесь

Экономическое поведение в сфере малого бизнеса : Социологический анализ

Автор: 
Ерифа Николай Дмитриевич
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2003
Артикул:
273886
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА............................................ 15
1.1 Малый бизнес в структуре социально-экономических отношений общества......................................... 15
1.2 Теоретические подходы к исследованию экономического по-
* ведения............................................ 33
Глава 2 СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА......................... 53
4
2.1 Отношение государства к российскому малому бизнесу: пра-
» вовые аспекты экономического поведения............. 53
2.2 Влияние финансово-кредитной политики государства на развитие малого бизнеса................................... 68
Глава 3 МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА................... 89
3.1 Экономическое поведение предпринимателей в сфере малого
ч
бизнеса............................................ 89
3.2 Инвестиционное поведение населения в отношении малого
бизнеса........................................... 104
* ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ 122
ЛИТЕРАТУРА ...............................;....... 128
4
V
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В ходе реформирования экономики российского государства малые и средние фирмы продемонстрировали высокую мобильность и восприимчивость к новым технологиям. Они чаще находятся на переднем крае научно-технического прогресса, поскольку в меньшей степени, чем крупные производственно-хозяйственные комплексы, обременены инерцией старых технологий и управленческих схем. Уровень развития малого бизнеса является показателем социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов, свидетельствует об инвестиционной привлекательности той или иной территории.
Социология наряду с экономикой играет важную роль в изучении возрастающей роли малого и среднего бизнеса в жизни общества. Познавая общество как интегрированной социальной целостности через поведение людей в определенных социальных системах и структурах, социальных институтах и организациях, социология разрабатывает альтернативные модели развития социальных процессов, а также дает оценку возможностей и последствий практической реализации той или иной модели человеческого поведения.
Экономическое поведение, как и всякое поведение человека, включает в себя постановку цели, её осмысление, которая вытекает из определенной потребности индивида или группы. Реализация поставленной цели побуждает индивидов взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, вступать в формальные и неформальные отношения. Причем субъект экономического поведения является носителем определенных социальных правил, норм, ценностей, которые выступают их регуляторами.
Следует отметить, что между экономическим поведением отдельных индивидов и социальных групп, в которые они объединяются для реализации экономических целей, существуют различия. Суть данного различия в том, что специфические черты социальной группы представляют свойства целостно-
13
сфере малого бизнеса. Только четверть респондентов владеет небольшим пакетом акций приватизированного промышленного предприятия, в то время как значительный пакет имеют лишь 1,3% опрошенных. Примерно стольким же принадлежат контрольные пакеты акций в акционерных обществах или товариществах;
• разработаны рекомендации институтам власти. Для разрешения основных противоречий в сфере малого бизнеса необходимо: во-первых, сформировать нормативно-правовую базу регионального уровня, которая предусматривала бы конкретные процедуры поддержки малого бизнеса; во-вторых, ликвидировать административные барьеры в процессе создания и организации деятельности субъектов малого предпринимательства; в-третьих, устранить правовую некомпетентность предпринимателей; в-четвертых, в России следует создать объективную информационную среду и обеспечить свободный доступ к информации субъектов малого предпринимательства, что будет содействовать установлению деловых контактов; в-пятых, организовать консультационную, информационную и методическую помощь малому бизнесу, которую можно оказать через сеть специализированных учебных заведений и фирм; в-шестых, укрепить социальный статус и повысить престиж предпринимателей.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечена применением обоснованной теоретико-методологической базы, реализацией комплексной методики системного познания, в рамках которой применены методы и средства социологического анализа, опорой на достоверные и апробированные в других исследованиях теоретико-прикладные выводы и рекомендации, надежной эмпирической базой, репрезентативностью выборочной совокупности, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований в процессе их интерпретации и возможностью внедрения полученных результатов в практику.
14
Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется необходимостью исследования экономического поведения в сфере малого бизнеса в современной России. Наряду с теоретическими результатами они имеют и прикладное значение, поскольку могут быть использованы при разработке конкретных моделей управленческих стратегий в области поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне.. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов и спецкурсов по общей социологии, экономической социологии, теории управления в высших учебных заведениях.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследо- • вания обсуждались на одной региональной, двух межвузовских и трех внут-ривузовских научных конференциях, опубликованы в статьях й брошюрах общим объемом 5,0п.л.
Структура работы состоит из введения, трех глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы.