Вы здесь

Духовная культура многонационального мегаполиса в условиях трансформации российского общества : Социологический анализ

Автор: 
Сергеев Владимир Владимирович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2005
Артикул:
275223
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА Ь СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ МЕ-
ГАПОЛИСЕ
§ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ............................................... 14
§ 2. КУЛЬТУРА МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ.......................................... 35
§ 3. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО,
ГРАЖДАНСКОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ................. 50
§4. НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ..................... 71
ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В МЕГАПО-
ЛИСЕ
89
§ 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ................................................
§ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И СМИ В ВОСПИТАНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ..................................... 101
§3. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.............................................................. 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 155
ПРИЛОЖЕНИЯ
171
Введение
Актуальность темы исследования. Глобальные социально-экономические и политические трансформации вызвали глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, создали реальную угрозу утраты национальной культурной идентичности народов России, породили культурный конфликт поколений. В сложившейся ситуации не только судьба реформ, но и государства, и нации решающим образом зависят от того, как будут развиваться процессы в сфере культуры - будет ли продолжаться культурная деградация либо посредством адекватных политических, экономических, социальных и иных мер кризис в этой сфере сменится культурным ренессансом.
Культурные процессы в условиях глобализации информационного пространства моделируются прежде всего в больших городах и мегаполисах, распространяясь затем в масштабах всего государства. Поэтому исследование культурных процессов именно в этом социальном пространстве имеет стратегическое, перспективное значение.
Актуальность темы исследования заключается в том, что пятнадцать последних лет стагнации и искаженного развития российской культуры наложили негативный отпечаток на национальное самосознание, социальное самочувствие всех поколений россиян, в особенности младших поколений, процесс социализации которых пришелся на время утраты существовавшей и отсутствия новой идеологии государства, доктрины культурного воспитания и просвещения на фоне активной культурной экспансии извне.
Негативными последствиями сложившейся культурной ситуации стали социальная инфантильность, вымывание национальных, культурных традиций, внедрение в массовое сознание психологии индивидуализма, развитие различных форм девиации, снижение уровня патриотического сознания, формирование в обществе ложных ценностей масскультуры и антикультуры. Сохранить все лучшее, что было накоплено в ходе исторического и культурного развития России, поддержать ростки нового предстоит заново складывающимся государственным и общественным институтам, а исследовать наиболее эффективные пути решения государственных задач призвана наука.
В сложившейся социально-политической и социокультурной ситуации задачей российской социологии является обеспечение государства и общества такими методами, знаниями, теориями, методиками, программами, которые способны реально содействовать возрождению национальной культуры и одновременно цивилизованной культурной интеграции России в глобализирующееся мировое сообщество. Этот процесс может и должен начаться с возрождения и возвращения на национальную почву культуры больших городов, мегаполисов, культурных образцов для всей страны, несущих бремя особой ответственности за сохранение государственного национально-культурного суверенитета, воспитание интеллектуальной элиты нации.
Актуальность исследования определяется необходимостью философского, исторического, социологического осмысления процессов, происходящих в сфере культуры российских мегаполисов в условиях переходного периода, острой
Культура - это одновременно и объект с присущими ему структурнофункциональными особенностями, и процесс со своими этапами и законами развития. Это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития, к которым относятся: производство, наука, образование, искусство, религия, здравоохранение, спорт, социальная защищенность граждан, политика, право и т.д.
В ходе развития цивилизации, передачи опыта от одного поколения к другому происходит формирование вертикальных и горизонтальных культурных структур. Вертикальное измерение определяется уровнем культуры, горизонтальное - всем разнообразием культурных форм. Уровень культуры общества в целом, и тех или иных его групп, и личности в конечном итоге зависит от общественноэкономической формации.35 «Культура определяется как все то, что создано людьми; как совокупность норм; как символический аспект современной жизни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой информации; как коммуникативные системы в обществе и т.п.»36 - пишет Э.А.Орлова.
Культура является духовным, интеллектуальным базисом и одновременно условием существования и развития человеческого общества. «В самом общем и сжатом виде культура - это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентаций, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе»37 - пишет Б.С.Ерасов. Следовательно, культура есть определенным образом организованная и легитимизированная система образцов, которые усваиваются человеком в ходе социализации и на основе которых строится любая социальная активность, производя новые результаты или продукты как условия и образцы последующей деятельности. Она конституируется определенно структурированной системой ценностей, производимых и воспринимаемых социумом. В овеществленных образцах культуры происходит лишь то или иное воплощение духовных ценностей, т.е. то, к чему люди стремятся, на что ориентируются, в соответствии, с чем организуют свою активность, что выражает их стремление к идеалу.
35 Муравьев Ю.А. Истина. Культура. Идеал.М.: Прометей, 1995. С. 108 -109.
36 О р л о в а Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека// Морфология культуры: Структура и динамика. - М., 1994. С. 14.
3 Е р а с о в Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. С. 79.
Мироощущение и мировосприятие во многом связаны не только с чувственностью, но и с символами, образами. Современная картина мира в восприятии социумом является скорее продуктом информационных технологий, чем непосредственного опыта. В контексте общей символической среды та или иная субкультура формирует собственное представление о мире. Однако, чтобы оставаться в поле культуры, необходимо следовать общепринятым нормативам, их нарушение неизбежно ведет к «выпадению» за рамки конкретного социокультурного пространства в «зону контркультуры». В таком случае культура может выступать в качестве репрессивного по отношению к индивидуальному и групповому поведению механизма. Она всегда играет роль формирующей системы, вне которой человек не может реализовать те или иные деятельностные или коммуникативные задачи.
Культура является исключительно сложным, многоуровневым и иерархически структурированным, полифункциональным, самоорганизующимся образованием, в котором постоянно происходит взаимодействие, взаимопроникновение традиций и инноваций. «Культура - способ существования человека. Человек как вид есть культура. Он не потому культурен, что является человеком, а потому он и # человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры стано-
вится все содержание человеческой деятельности»/8 Сфера культуры - социальный институт, функционирование которого сопровождается постановкой и реализацией конкретных задач: закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение устойчивости социальной структуры общества, регулирование отношений между членами общества путем выработки образцов поведения (эталонов, моделей), обеспечение стандартизированного и предсказуемого поведения, а также сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов общества, упорядочение системы взаимодействия.39
В отличие от стихийного формирования личности институты культуры осуществляют задачи, связанные с социализацией личности с большей надежностью, стабильностью и эффективностью. Это происходит за счет системного подхода к выдвижению и реализации культурно-воспитательных целей и задач, оптимизации и контроля этого процесса, профессионализма, научно обоснованных критериев, концентрации усилий на стратегических направлениях взаимодействия и координации между институтами социально-культурной сферы. В конечном итоге «действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как обществен-
''Полищук В.И. Культурология. - М., 1998. С. 37.
59 3 л о б и н Н.С. Культура и общественный прогресс.- М., 1990.