2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................... 3
ГЛАВА I. ПЛОТНИЧНОЕ ИСКУССТВО БЕЛОРУССИИ
§ 1. Исторические условия развития деревянной архитектуры
Белоруссии..................................... 14
§ 2. Цеховые организации плотников.................. 20
§ 3. Региональные особенности народного зодчества 27
ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ТИШ ДЕРЕВЯННЫХ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ИХ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
§ I. Оборонительные сооружения...................... 44
§ 2. Общественные здания............................ 52
§ 3. Культовые сооружения........................... 70
ГЛАВА Ы. ПЛОТНИЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ БЕЛОРУССИИ
§ I. Соединения..................................... 32
§ 2. Стены и фундаменты............................. 99
§ 3. Перекрытия.................................... 113
§ 4. Крыши........................................ 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 133
ПРИМЕЧАНИЯ............................................... 140
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.......................................175
БИБЛИОГРАФИЯ. ........................................... 177
ПРИЛОЖЕНИЯ
- иллюстративные таблицы............................195
- список источников иллюстративного материала.......249
- карта и географический указатель местностей, упоминаемых в диссертации..................................253
3
ВВЕДЕНИЕ
В период развернутого строительства коммунистического общества особое значение придается изучению национальных культур народов СССР, в том числе и архитектурного наследия, выявлению в них прогрессивных традиций и особенностей. В Программе КПСС говорится: "Поддерживая прогрессивные традиции каждого народа, делая их достоянием всех советских людей, партия будет всемерно развивать новые, единые для всех наций революционные традиции строителей коммунизма"*. Это положение, получившее развитие в новой советской Конституции, в Законе "Об охране и использовании памятников истории и культуры", явилось закономерным итогом последовательного претворения в жизнь программы становления социалистической культуры, разработанной В.И.Лениным. Он указывал: "Без ясного понимания того, что только точны!.! знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно построить пролетарскую культуру - без такого понимания нагл этой задачи не разре-
р
шить".
Деревянное зодчество на протяжении столетий было основным видом архитектурного творчества белорусского народа, важной частью его художественной культуры. В ХУI-XIX вв. архитектура Белоруссии развивалась в общем русле мировых художественных стилей. Не случайно, основная масса памятников деревянного зодчества Белоруссии принадлежит к произведениям стилевой архитектуры, и речь, казалось бы, может идти, а порой и велась, с позиций влияния каленного зодчества, определения стилей в деревянном зодчестве и т.д. Элементы стилевой архитектуры порой заслоняли, отодвигали на второй план планировочные и объемно-пространственные характеристики, декор, присущие местному зодчеству, продолжавшие существовать и развиваться в народной архитектуре. Ленинское учение о наличии двух культур
26
строительстве сооружений, планировочных решениях зданий, строительных материалах и конструкциях. Особое внимание, в частности, обращалось на время заготовки дерева, способы рубки. Рекомендова-
оп
лось лучшее время - "с половины декабря до половины февраля . Давались советы по хранению и сушке дерева , по применению раз-
од
личных пород древесины , шла речь о работе элементов в конструк-циях, большое внимание уделялось конструкциям крыш. Многие положения этих трактатов, обобщивших вековой опыт строительной практики народных мастеров и профессиональных архитекторов, не потеряли своей ценности и сегодня.
Однако, эта литература, издававшаяся на русском и польском языках, предназначалось, как прямо указывалось в одной из них,
11 для панов замокных и богатых". Широким массам строителей она л I была недоступна. Во второй половине XIX в. число строительных по-. | резко возрастает, растут их тиражи. Плотничное искусство переста-•ет быть профессиональной тайной.
С развитием капиталистических отношений учащаются случаи нарушения плотниками цеховых уставов, разрывов с цехом, возрастает конкуренция внутри цеха. Резко усиливается конкуренция между цеховыми и нецеховыми плотниками. По словам В.И.Ленина, местный ремесленник "превращается в отхожего рабочего, которого нанимает
предприниматель-подрядчик, постепенно втирающийся между потреби-
Р6
телем и производителем . Вследствие этого становится невозможной средневековая система организации ремесла. Цехи теряют свою самостоятельность в юридическом и финансовом управлении. Плотники, деятельность которых в большей степени, чем работа других ремесленников, связана с работой на стороне, были освобождены от обязательной записи в цех. Все это ослабляло цеховые организации и в 1902 г. они были официально распущены.
Стремительный рост строительной техники в конце ХТХ-начале
27
XX вв. внес значительные изменения в плотничное ремесло и обуче-ние ему, вызвал появление узких специальностей . Была установлена квалификационная система, определявшая работы, которые должен уметь выполнять плотник той или иной квалификации. Однако даже в начале XX в. не исчезает сохранение плотничной профессии в семье. Большинство плотников училось своему ремеслу у отцов и дедов.
§ 3. РЕШОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА
88
Новейшие исследования этнографической науки , основываясь
89
на предыдущих работах , выявившие, в области народного строительства, в основном, типологические различия и, в некоторой степени, технические приемы, позволили выделить в этническом комплексе Белоруссии б историко-этнографических регионов: Поозерье, Поднепро-вье, Понеманье, Восточное и Западное Полесье, Центральная Белоруссия. Немало характеристик, обосновывающих это деление, дают композиционные и конструктивные особенности народного зодчества, являющегося одним из основных компонентов материальной культуры и ис-90
кусства .
Народное зодчество Белоруссии характеризуется цельностью в решении утилитарных и художественных задач, что основывалось на вековом опыте и художественных вкусах народа. Тесная взаимосвязь с архитектурнй соседних народов: русских, украинцев, литовцев, латышей, поляков и других, обусловила значительное многообразие композиционных, конструктивных и художественных приемов народного зодчества белорусов, в которых наряду с новейшими достижениями соседствовали древнейшие, архаические формы и решения. Изучение местных, локальных особенностей архитектурных форм и конструкций, композиционных и технических приемов показывает, что границы формирования и распространения многих из них не всегда совпадают с границами историко-этнографических регионов. Это во многом объяс-
- Киев+380960830922