Вы здесь

Архитектурная типология как форма организации прикладных архитектурных знаний. Том 1

Автор: 
Меерович Марк Григорьевич
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
1984
Артикул:
279120
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Огр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 4
ТЕОРЕТЖО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ . . 15
РАЗДЕЛ I. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. . . 15
§ I. Типология в архятектуроведческом иссле-
“ довании ............... ........ 15
§ 2. Два способа организации архитектурных
знаний. ................ 17
РАЗДЕЛ П. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ТИПОЛОГИИ КАК
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.................... 22
§: I. Предмет исследования..................... 22
§ 2. Метод исследования....................... 24
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ПРОЕКТНОГО'ДЕЛА И ПРИКЛАДНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ НАУКИ................................................. 28
РАЗДЕЛ I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ 28
§ I. Характеристика взаимодействия архитек-
" тора с потребителем в ходе архитектурнопроектной деятельности в России на рубеже Х1Х-ХХ в.в................................. 28
•• -
§ 2. 17-32-е годы. Идеи кизнестроительства и
проблемы их реализации .................... 30
§ 3. Теоретические представления конструктя -
визма................................... 37
§ 4. Теоретические представления Зункциона -
лизма. функциональная типология. ...... 40
§ 5. 33-54 года. Появление области норматив -
ных'разработок ........................... 47
§ 6. 55-63 годы, формирование института прикладных исследований.................... 51
§ 7. 63-70 годы. Формирование института.при-.,
кладных исследований (завершающая стадия) 56
\ г*
- 3 -
Стр.
РАЗДЕЛ П. СТРОЕНИЕ И СОСТАВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТИПОЛОГШ 62
§ I. Природа функциональной типологии.................. 62
§ 2. Содержание функциональной типологии............... 65
§ 3. Состав функциональной типологии ...... 68
§ 4. Структура типологически организованных прикладных архитектурных знаний .......................... 74
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК. "НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ" ТИПЫ И ТИПОЛОГИЙ. . 78
РАЗДЕЛ X. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В АРХИТЕКТУРЕ.............................. 78
§ I. Пространственный подход. Теоретические пред-
“ ставления объекта проектирования................... 79
§ 2. Средовой подход. Новые профессиональные
знания........................................... 87
§ 3. Экологический|структурно-функциональный
подходы. Эволюция профессионального мировоззрения ........................................... 97
§ 4. "Нефункциональные" типы и типологии.............. 102
РАЗДЕЛ П. ФОРШ ВЫРАЖЕНИЯ ТИПА.............................. 105
§ I. Тил как условная схема......................... 105
§ 2. Тип как изображение реального сооружения . . 107
§ 3. Тип как идеальный образец. .................... 109
§ 4. Тип как понятие................................. 110
§ 5. Тип как паттерн............................ * 112
§ 6. Тип как число .................................. 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АРХИ -
ТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ. . . ............................ 116
ВЫВОДЫ....'....................................................... 124
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 147
- 18 -
соответствии с теоретическими дисциплинами, а в зависимости от
круга практически возводимых сооружений 3(табл.й 3 ).
%
Отличительной чертой этой формы организации знаний является то, что фундаментом архитектурной практики здесь выступает иду -щая от чувственно-конкретного опыта отдельного мастера система практико-методических знаний, необходимо дополняющаяся знаниями теоретическими, исследовательскими, данными других областей знаний и т.п. I 65 1. Теоретическая же форма представляет собой тот
• • *» .в
случай, когда основу архитектурного творчества составляют воззрения, выросшие на рационально-объективных понятиях и категориях архитектурной теории, подкрепляемые и иллюстрируемые, по мере надобности, примерами из практической деятельности.
Появление архитектурной теории и теоретической формы организации знаний не совпадают во времени. Связывая факт возникновения архитектурной теории о именем М.П.Витрувия, мы делаем довольно условное допущение, ибо факт появления его трактата не означает того, что до I в до н.э. не существовало попыток подобного осмысления архитектурного творчества, и уж заведомо не свидетельствует о возникновении архитектурной теории как специфической области профессиональных занятий. Совершенно очевидно, что отдельные проблески теоретического осмысления действительности не составляют архитектурной теории, так же как появление счета или измерения не составляет еще математики.
По-видимому, так же,как в случае о математикой, о возникло -венш архитектурной теории можно говорить лишь с того момента, как она "отрывается" от непосредственной связанности с теш практическими задачами, трудности решения которых служили первоначальным поводом для ее появления. С того момента, как она начинает развиваться по своим внутренним законам, формулируя проблемы, уже не определяемые архитектурно-строительной практикой. Для того
- 19 -
чтобы утверждать наличие архитектурной теории как особого рода области профессиональной деятельности, характеризующейся специфическим видением и осмыслением действительности, собственными интеллектуальными затруднениями и специфическими способами их мыслительной обработки, еще недостаточно, чтобы мысль отдельного архитектора выбралась из рамок непосредственной практики, созданных вековой бессознательной работой поколений. Нужна определенная устойчивость в повторяемости этого явления, делающая его из факта индивидуального искусства фактом профессиональной культуры в целом.
Вероятнее всего, говорить о появлении массовых актов подобного "теоретического" осознания архитектором основ своего ремесла мы можем уже с периода Возрождения, но утверждать факт возникновения архитектурной теории как особого рода системы профессиональных занятий с соответствующей практикой воспроизводства теоретических знаний, можем лишь с того момента,как в архитектурной сфере складывается система массового обучения типа L'ECOLE DE BEAUX ARTS. Только относительно этого периода мы можем сказать, что теоретические знания, принципы и способы их применения на практике стали занимать ведущее положение по сравнению с опытом,вырабатывает мым архитектурными коллективами и отдельными мастерами в их естественной практической истории [ 176 ].
•• *1»
И все же появление "архитектурной теории" как области профессиональных занятий еще не означает наличия "теоретической формы организации архитектурных знаний", последняя возникает только тогда, когда в профессиональной сфере первостепенное значение приобретают "опосредованные" знания, то есть знания об архитек -туре. Это выражается в том, что массовое архитектурное творчество начинает определяться не принципами индивидуального мастерства