ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Социальная природа преступности несовершеннолетних..........16
1.1 Анализ социологических теорий преступности несовершеннолетних.. 16
1.2 Условия формирования преступного поведения несовершеннолетних ..37
1.3 Современное состояние, особенности и тенденции преступности
несовершеннолетних...................................................43
Глава 2. Методические основы исследования преступности несовершеннолетних...................................................56
2.1 Механизм и мотивы преступного поведения несовершеннолетних.......56
2.2 Комплексная методика исследования социальных аспектов преступного поведения несовершеннолетних.........................................77
2.3 Ценностные ориентации и условия их формирования у
несовершеннолетних преступников......................................82
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы предупреждения преступности несовершеннолетних.....................................103
3.1 Социальные основы профилактики преступности
несовершеннолетних..................................................103
3.2 Совершенствование системы предупреждения преступлений,
совершаемых несовершеннолетними.....................................116
Заключение..........................................................134
Список использованной литературы....................................141
Приложения..........................................................172
3
Введепие
Актуальность темы исследования
Социально-экономическая и политическая ситуация 90-х годов изменила традиционные системы ценностей и эталоны социальных норм в обществе. Негативные тенденции общественного развития- особенно резко отразились в поведении несовершеннолетних, как в наиболее чувствительной к отрицательным явлениям части общества, что небезосновательно вызывает тревогу. Так, по России за* период 2002 - 2007 гг. несовершеннолетними и при их соучастии было совершено преступлений: в 2002 г. - 139681; в 2003 г. - 145368; в 2004 г. - 154414; в 2005 г. - 154734; в 2006 - 150264; в 2007 -182798 соответственно.1 А в период с января по май 2008 г. уже совершено 189293 преступления.2
Несмотря па появившуюся в последнее время тенденцию к социальной стабилизации общества, которая проявляется, прежде всего, в воссоздании на федеральном и региональном уровнях системы социального контроля над состоянием общества и процессом социализации подростков, вопросы контроля поведения подростков остаются за рамками ее внимания. Вследствие этого процесс социализации подростков все еще имеет
негативную направленность, в результате мощного духовного прессинга криминального мира и его ценностей на несовершеннолетних.
Преодоление тенденции роста преступности* среди несовершеннолетних требует значительного количества- сил, времени и
финансовых ресурсов. Без выявления глубинных корней криминальной активности несовершеннолетних невозможно создание эффективной системы.профилактики и предупреждения правонарушений.
Проблему подростковой преступности можно рассматривать в 3-х
аспектах: педагогическом, правовом и общественном. При этом
первопричина преступного поведения кроется именно в проблемах
1 Статистические данные ГИЛЦ МВД России за январь - декабрь , 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 гг. Государственный архив Российской Федерации Ф. 450. Юг. 05.
2 Сведения о прсступлениях, совершенных несовершеннолетними тот при их участии по Россгш на .май 2008г. / Управление исполнения наказаний РФ - Ьпр^Л^и'.сн.т/Оос^udgeirf.ru
17
\
Социологические исследования преступности уходят своими корнями в социальную физику А. Кетле, который сделал вывод, что определенные число и виды преступлений сопровождают общество с необходимостью закона природы1, теорию подражания Г. Тарда, а также, концепцию аномии
Э. Дюркгейма.
Кетле сделал вывод, что все преступления, совершаемые в обществе это одно явление, развивающееся по определенным законам. Утверждая, что все явления в обществе взаимосвязаны, он сформулировал свою теорию факторов, приводящих человека к преступлению. Кетле отмечал, что «достаточно изменить причины, управляющие нашей социальной системой, чтобы изменились также и печальные результаты, встречаемые ежегодно в летописи убийств и самоубийств». Он считал также, что для противодействия преступности «нужно воздействовать на массы, а не на отдельные личности»2.
Занимаясь изучением социальных ценностей и установок, Флориан Витольд Знанецкий отмечал, что «общество является органом, репрессирующим многие желания ИНДИВИДОВ, ОНО требует, чтобы ИНДИВИД -был моральным, подавлял в себе, по крайней мере, те желания, которые несовместимы с благом группы»\
Таким образом, в результате подавления внутренних желаний возможно формирование как высоких морально-нравственных установок у подростка, так и отклоняющегося поведения.
Значительный вклад в изучение преступности внес Г. Тар д. Он отмечает, что «социальный организм по существу своему подражательный, и подражание играет в обществе роль, аналогичную с наследственностью в физиологических организмах»4. Характерной моделью социального по
1 Кегле, А. Социальная физика, или опыт исследования о развитии человеческих способностей. - Киев: Киевск. коммерч. нн-т, 1951.
7 Там же, С. 91.
3 .Thomas, S., Znaniecki, F. The Polish Peasant in Europe and America by William. - Warszawa: PWN, 1918. - p.
33.
4 Тард, Г. Законы подражания. - М., Институт психологии РАН, 1989.- С. 100.
Тарду является взаимодействие двух индивидов, из которых один подражает другому. Теория подражания Тар да может быть использована в ходе анализа распространения преступности в подростково-молодежной среде. Она позволяет, в определенной мере, объяснить привлекательность для подростков криминального стиля жизни.
Что касается теории аномии, то в зарубежной социологии это поня тие связывается не только с социальным состоянием общества, но и с индивидуально-психологическим уровнем. Если на макросоциальном уровне аномия характеризуется дисфункциональным отношением между социальными подсистем ами, то на м икросоциальном уровне дисфункциональным отношением между индивидами и этими подсистемами.
Эмиль Дюркгеим считал, что социальная интеграция существует, пока члены общества придают большое значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общественным нормам, возникает аномия. Во время кризисов или радикальных социальных перемен, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запуганности и дезориентации. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует отклоняющемуся поведению. Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм1.
Что касается несовершеннолетних, то в подростковом периоде практически каждый ребенок испытывает описанное Дюркгеймом состояние дезориентации. Так как нормы поведения, предписанные ребенку, уже не работают, а нормы поведения взрослого еще не выработаны.
Многое из творческого наследия Дюркгейма послужило источником вдохновения для Р. Мертона. Собственным вкладом его в развитие теории аномии была разработка концепции «конфликта норм в культуре». Ученый считает, что причиной отклонений является разрыв между культурными
1 Дюркгеим. Э. Общественное разделение труда. Метод социологии - М: Наука, 1991 -С 461.
- Киев+380960830922