г^
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования
культурного капитала студенческой молодежи................ 16
1.1. Современное социально-экономическое содержание
культурного ка11итала.......................................... 16
1.2. Общие и особенные черты формирования культурного капитала студенческой молодежи.......................................... 47
1.3 Социальная оценка формирования культурного капитала
студенческой молодежи........................................... 68
Глава 2. Формирование культурного капитала студенческой
молодежи в условиях перехода России на инновационные принципы развития.......................................... 89
2.1. Модернизация социально-экономической системы и изменение ценностных приоритетов студенческой молодежи России............ 89
2.2. Совершенствование образовательно-интеллектуальной
деятельности студенческой молодежи............................. 117
2.3. Трудовая деятельность и специфика профессиональных
ценностных ориентаций студенческой молодежи.................... 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................... 154
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................... 160
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................... 172
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследования. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2008-2020 гг. предполагает переход общества на инновационный тип развития, образовательное формирование интеллектуально емкого человеческого потенциала, целевое развитие культурного капитала молодежи.
В условиях перехода от сырьевого к инновационному (динамичному, «знание ориентированному») типу развития социально-экономической системы, роста ее открытости внешнему миру требуются молодые специалисты с высоким уровнем компетенций, моральных ценностей, культуры труда, рационализаторского профессионализма. Конкурентоспособное гь современной социально-экономической системы России все больше определяется образовательными процессами, качеством профессиональных кадров, уровнем их кооперации, развития трудовой культуры.
Для России отвез' на вызовы современности предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии образовательного культурного капитала молодежи. Последнее определяет не только рост эффективно функционирующих отраслей, определяющих качество культурного капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор), но и рост общего уровня стандартов жизни населения, обновление общей системы культурных ценностей молодежи, повышения эффективности процессов трудового накопления (трудовой капитализации) способностей человека. Рост общественного богатства в условиях инновационного развития зависит прежде всего от динамики роста культурного капитала студенческой молодежи, накопления интеллектуальных способностей выпускников, способностей студенчества обобщать и аккумулировать новые знания, превращать их в инновационных ресурс общества.
Таким образом, реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2008-2020 гг. предпо-
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования
культу рного капитала студенческой молодежи
1.1. Современное социально-экономическое содержание культурного
капитала
Первая глава посвящена теоретико-методологическому обоснованию исследования культурного капитала студенческой молодежи, социологическому анализу моделей культурного капитала, уточнению параметров оценки формирования культурного капитала студенческой молодежи.
В первом параграфе раскроем социально-экономическое содержание культурного капитала, уточним современное проявление данной категории.
В условиях перехода общества на инновационный тип развития экономическая социология меняет свое содержание. Она призвана исследовать расширенный комплекс форм экономического поведения (действий) акторов в целом, а также новые социокультурные формы человеческого потенциала. В новых условиях экономическое поведение необходимо рассматривать в его индивидуальных, групповых, организационных и массовых социальнокультурных формах. Экономическое поведение субъектов детерминируется и интегрируется различными социокультурными институтами и механизмами. При этом экономическое поведение разных групп активного населения является видом социального действия, как формы экономической деятельности, «которая, во-первых, содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство; во-вторых, по этому смыслу соотноси гея с действиями других людей и ориентируется на эти действия»1.
Таким образом, современная экономическая социология призвана исследовать различные типы экономически ориентированного социального поведения субъектов (которые имеют систему внешней и внутренней мотивации), а также различные формы человеческого потенциала общества. При этом человеческий потенциал в условиях перехода к инновационному типу
1 Радаев Б.В. Экономическая социология. М.: Аспект Пресс. 2000. С. 53.
17
развития имеет как экономические (инвестиции в субъект труда), социальные, (компетенции различных групп населения), так и социально- культурные формы (культурный капитал различных слоев населения).
Данная позиция подтверждается в различных современных социологических исследованиях. Социологи доказывают, что в условиях модернизации общественной социально-экономической системы важнейшей задачей экономической социологии является исследование качественных показателей развития человеческого потенциала. Разные группы субъектов, реализуя определенный тип человеческого потенциала (биологический, интеллектуальный, образовательный, культурный), формируют экономически ориентированное социальное поведение. При этом акторы ожидают от других заранее прогнозируемой ответной социальной реакции2.
Предмет экономической социологии в современных условиях связан с исследованием особых социокультурных видов экономического действия акторов, направленных на экономические результаты. Социальный субъект реализует экономически ориентированное социальное действие. При этом важнейшие характеристики экономически ориентированного социального действия связаны с параметрами развития социальной культуры общества, развитием экономически востребованного культурного человеческого потенциала, эффективной его капитализации.
В современных условиях усложняется система экономически ориентированных социальных действий акторов. Социально-экономическое развитие строится на глобальном переплетении экономически ориентированных социальных действий различных социальных групп. Самые радикальные антиамериканисты в Южной Америки и Азии вынуждены пользоваться мировой валютой, рожденным в США Интернетом. Переплетаются экономические культуры различных стран и групп населения, формируются мировые стандарты не только на товары и услуги, но и на культуру экономических взаимодействий,
2 См.: Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения.
М.: Прогресс, 1990. С. 602-603.
- Киев+380960830922