Вы здесь

Институционализация объединений малого предпринимательства как условие развития социального партнерства

Автор: 
Лобызенкова Вера Александровна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
298680
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Содержание
Введение...........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы институционализации
объединений малого предпринимательства................................14
§1.1. Специфика социологического подхода к анализу
предпринимательства и бизнеса.........................................14
§1.2. Объединения малого бизнеса как социальный институт и субъект
социального партнерства...............................................36
Глава II. Институционализация объединений малого бизнеса и их роль в развитии социального партнёрства в регионе (на примере Волгоградской
области)............................................................61
§2.1. Социальное партнёрство как условие функционирования бизнес-
ассоциаций ..........................................................61
§2.2. Специфика институционализации региональных объединений
малого бизнеса в процессе формирования социального партнёрства 83
Заключение.......................................................119
Библиография.....................................................124
Приложение А.....................................................141
Приложение Б.....................................................148
Приложение В.....................................................150
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Реформирование основ социальной жизни российского общества привело к формированию новых социальных групп и форм отношений во всех сферах жизни. Особенно эти перемены коснулись области социально-экономических отношений, в частности бизнеса и предпринимательства. Специфической особенностью современной институциональной структуры российской экономики является тяготение предпринимательства к различным формам самоорганизации и к объединениям в различные формальные и неформальные объединения. Под влиянием происходящих трансформаций создание различных объединений и ассоциаций перестает быть явлением, характерным только для крупного и среднего бизнеса. Такие объединения способствуют росту активности такого нового социального слоя, как малое предпринимательство, и помогают всему обществу в решении многих проблем.
Развитию России мешает нерешенность многих социальных проблем. Только совместные усилия властных структур, бизнес-сообщества и некоммерческих организаций могут привести к позитивным сдвигам в этом направлении. Особая роль здесь принадлежит малому предпринимательству. Оно в силу многих факторов (относительно высокая численность, промежуточное положение между обществом и властью, стремление к самоорганизации, самозащите от произвола местных и федеральных чиновников, желание обмена опытом и т.д.) стремится заявить о себе на государстве!том уровне. Для этого необходимы структуры, представляющие интересы малого предпринимательства. Структурированные механизмы институционального взаимодействия бизнеса и власти могли бы развиваться через создание ассоциаций. Объединения малого предпринимательства как фундамент, на базе которого начнется артикуляция интересов малого бизнеса, объединение и их защита «снизу», а также оптимизация взаимодействия и коммуникации между институциональными структурами
трех секторов. Такой опыт взаимодействия уже есть у некоммерческих
3
Глава I. Теоретико-методологические основы институционализации
объединений малого предпринимательства
§1.1. Специфика социологического подхода к анализу предпринимательства
и бизнеса
Предпринимательство - это не только одна из форм экономических отношении, но и сложное социально-экономическое явление. Говоря о малом бизнесе в России, в научных работах его довольно часто рассматривают как уменьшенную копию крупного хозяйствующего субъекта данной отрасли. Малый бизнес - исключительно разнородное, исторически и регионально обусловленное социально-экономическое явление, суть которого невозможно понять в отрыве от конкретного места и времени его формирования.
Обозначим наиболее существенные теоретические выкладки тех авторов-классиков, идеи которых оказали наибольшее влияние на дальнейшее развитие представлений о природе предпринимательства.
Первоначально термин «предпринимательство» рассматривался в политической экономии как способ объяснения источников экономического роста и природы прибыли. В трудах классиков политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) [91; 100], предприниматель характеризуется как собственник капитала, вкладывающего его в производство с целыо обеспечения экономического роста.
Со временем предпринимателя все реже отождествляют с капиталистом.
Предприниматель рассматривается как организатор производства, вовсе не
обязательно отягощенный правами собственности. Подобного взгляда
придерживается Ж.Б. Сэй который сформулировал определение
предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх
классических факторов производства - земли, капитала, труда. Основной
тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в
создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению учёного, является
14
вознаграждением за его труд, за его способность организовывать производство, и сбыт продукции. Предприниматель, считает он, - это лицо, которое берётся на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт [113, С. 23].
По мере развития промышленного производства все более явственно проявлялось различие между предпринимателем и собственником капитала. Функциональное разграничение между собственником и предпринимателем проводит К. Маркс, который разграничивал капитал-собственность и капитал-функцию, соответственно охарактеризовав двойственную природу управления. Капитал-собственность, по Марксу, есть «титул собственности», “собственность на капитал вне процесса производства”, а капитал-функция есть собственность в виде фушщионирующего капитала [66, С. 406-429].
Определение предпринимателя как менеджера прочно утверждается в работах К. Бодо, Й. Шумпетера, П. Друкера [26; 133, С.19; 139]. Так с точки зрения К. Бодо, предприниматель — это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием [133, С. 19].
Рассмотрение предпринимательской деятельности через выполнение
функций получает развитие в рамках институциональной экономической
теории (Р. Коуз, О. Уильямсон, Г. Шмоллср, Д.М. Кейнс и др.) [35, С.98; 42;
49; 119 и др.], в которой предприниматель становится субъектом,
совершающим выбор между контрактными отношениями свободного рынка и
организацией фирмы в целях экономии издержек. Предпринимательство
оказывается особым регулирующим механизмом, отличным от ценового
механизма и механизма государственного регулирования, а в чем-то
альтернативным им обоим. Наибольший интерес представляет работа Г.
Шмоллера [35, С. 98]. По мнению учёного поведение экономических
субъектов (индивидов и групп) есть результат взаимодействия различных
факторов, объектом исследования в экономической науке оказываются
намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер
15