Вы здесь

Литургия св. Иоанна Златоуста и Всенощное бдение С.В. Рахманинова: жанровая мобильность и проблемы исполнения

Автор: 
Лапенко Анна Владимировна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2009
Артикул:
298881
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Введение.............................................................3
Глава 1. Проблемы богослужебных песнопений
на рубеже XIX-XX вв.........................................14
1. Музыка православной церкви на рубеже XIX-XX вв. как историко-культурный фон рахманиновских сочинений.....................15
2. Русские композиторы конца XIX начала -XX вв. в поисках национального стиля православного пения.....................34
Глава 2. Циклы богослужебных песнопений Рахманинова:
жанр и стиль................................................57
1. «Литургия» и «Всенощная» в контексте личной и творческой
биографии......................................................58
2. Музыкальный язык рахманиновских циклов в свете
церковного канона и стиля композитора...........................76
Глава 3. Исполнение «Литургии» и «Всенощного бдения»
как проблема мобильности жанра...............................93
1. Отношение церкви к исполнению циклов
богослужебных песнопений Рахманинова............................94
2. «Литургия» и «Всенощная»
в современной концертной среде................................115
Заключение..........................................................140
Литература..........................................................142
Нотные примеры......................................................158
Демо-диск
2
Введение
Произведения С. В. Рахманинова «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» были созданы в начале XX века, в период, который в истории культуры называют Русским Возрождением. После революции и эмифации композитора они не исполнялись долгие годы - в СССР на духовную музыку в концертах существовал негласный запрет; в российской церкви они практически тоже не звучали. После празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) «оковы рухнули», и последовавший бурный процесс интереса к церковной тематике в творчестве, исполнительстве, в музыкальной науке тоже называют «Возрождением». 90-е годы прошлого столетия ознаменованы восстановлением разрушенных храмов, строением новых, возрастанием роли церкви в обществе. В этой обстановке обрели новое звучание дискуссии, начавшиеся без малого 100 лет назад: является ли музыка Рахманинова подлинно церковной или она адресована исключительно концертному залу, и как в связи с этим ее следует интерпретировать.
Новый виток противостояния церковной и светской традиции в вопросе звучания этих сочинений С. Рахманинова вновь высветил проблему их жанровой принадлежности. При первых исключительно успешных исполнениях «Литургии» и «Всенощного бдения» церковная общественность не признавала возможным ее звучание в церкви. «Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но... не церковная...»[СР1.] Хотя признание художественной значимости было безусловным: «И тем более чести Рахманинову, что он стал твердою стопою на путь углубления в неизведанный мир древнецерковной мелодики, — и прочим композиторам указал дорогу музыкального творчества», -писал один из критиков. [Рахманова, 1993; 83]
Современный композитор, автор духовных сочинений В. Мартынов высказывается сравнительно недавно: «...это произведение невозможно исполнить при богослужении, его музыка совсем не подходит для молитвы, она не приспособлена для молитвенного процесса, не учитывает его особенност и».[СР
2.] Современный регент молодого поколения А. Пузаков считает, что труд Рахманинова «девальвировали» частым несоответственным исполнением: «Ведь мы слышим то, что слышим, и, к сожалению, обычно нецерковность исполнения приписываем самому произведению... То, что эта музыка по своей сути подлинно церковная, у меня сомнений нет, но адаптация ее к современной церковно-певческой среде, где господствует... эстетика XIX века, остается вопросом». Пузаков неоднократно исполняет «Всенощное бдение» Рахманинова за богослужением в храме и в концертах, записал компакт диск. На вопрос, есть ли разница в исполнении, отвечает, что практически нет, разве только воздей-
3
вые предпочтения Сергея Рахманинова: к моменту создания «Литургии св. Иоанна Златоуста» (1910 г.) он был композитором с обширным творческим багажом - национальным, русским - в самых различных академических европейских жанрах, которые, собственно, только и закладывались в России во второй половине XIX века. «Любимец муз и публики», как называл его А. Д. Кастальский. Три фортепианных концерта, две симфонии, фантазия «Утес» и поэма «Остров Мертвых» для симфонического оркестра, две оперы («Алеко» и «Франческа да Римини»), семь опусов фортепианных пьес, в том числе прелюдии ор.23 и соната №1, шесть опусов романсов и другие сочинения. Все они исполнялись, восторженно (за исключением Первой симфонии) принимались слушателями. Наряду с этими жанрами Рахманинова привлекала хоровая музыка:3 в 1897 году были созданы шесть хоров для женских и детских голосов, в 1901 - кантата «Весна». Между «Литургией» и «Всенощным бдением» появились прелюдии для фортепиано ор. 32, вторая фортепианная соната, поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра. После «Всенощной» Рахманинов к церковным песнопениям не возвращался. Ни в России, ни, тем более, за рубежом, где было созданы такие шедевры в светских жанрах, как фортепианный концерт № 4 (1927), Рапсодия на темы Паганини для фортепиано с оркестром (1935), Симфония № 3 (1937) и Симфонические танцы (1941).
То, что литургические циклы Рахманинова были восторженно приняты современниками, не вызывает удивления: блистательные решения, соответствующие рангу мастерства композитора в самом широком смысле слова - и технически, и содержательно. Но принципиальная ориентация на светские жанровые модели кумира публики, выдающегося концертирующего пианиста, оперного и симфонического дирижера и обращение к жанру, связанному с богослужением, вызывает потребность осветить и понять историко-культурные основания этого факта. Тем более что художественные задачи в них поставлены и выражены с такой внутренней силой, с таким, можно сказать, духовным подъемом.
Рубеж веков — условное название. Корни нового интереса российского общества к церкви, к религии надо искать во второй половине XIX столетия с его процессами политического определения этнических групп, нерусских народов Российской империи. В ситуации формирования их своеобразного «национализма» возникло ответное движение за развитие нового русского национального самосознания, которое принимало формы и политических, и художественных движений за самобытность русской культуры.
3 В 1893 г. появился н первый опыт работы с текстом церковного песнопения - духовный концерт «В молитвах нсусыпающую Богородицу».
1
16
Новая «национальная» модель русской империи связана с правлением Александра III - в ее устройстве определяющей была роль православных идеологов монархизма (10. Самарина, И. Аксакова, К. Победоносцева, М. Каткова и др.), которые уникальный путь России видели в продолжении русского славянофильства. Эпохе космополитической «петербургской империи» они противопоставляли «русское царство» московской эпохи. Модернизация власти под знаком русификации ради интеграции этносов в единую российскую нацию активно поддерживалась Православной Церковью, которая во второй половине XIX века должна была в известной степени подавить этнические национальные сознания традиционной верой русского крестьянства в царя. Тем более что после реформы масса русских крестьян жила несравненно хуже не только латышей, эстонцев, литовцев, евреев, но и украинцев, белорусов, татар, башкиров. И воздействие Русской Церкви становилось все более востребованным в политическом плане. На российского императора Православная церковь возлагала обязанность «быть защитником и хранителем догматов господствующей веры», действуя через учрежденный ею Святейший Правительствующий Синод, обер-прокурор которого еще с 1835 года имел права министра.
Еще в эпоху реформ Александра II складывается пестрая картина идейно-политических группировок от умеренно либеральных до радикально революционных, формирующая по отношению к церкви ярко выраженные секуля-ризационные тенденции. В это же время сама церковь осознает свои проблемы и противоречия, угрожающие и ее стабильности, и целостности государства. Новые западноевропейские позитивистские и материалистические учения, сепаратистские настроения иноверцев, нарастающая опасность революционных потрясений не только для церкви, но и для государства в целом вызывают идейную и организационную активность православных деятелей. Они проповедуют против либеральных, революционных, религиозно-националистических сил, пытающихся ослабить позиции Православия на западных окраинах Европы. Архиепископ Антоний, церковный писатель и богослов, последователь славянофильства и Достоевского клеймил представителей «мерзкого и постыдного космополитизма», объявляя спасение «в религиозно-мистической связи трех столпов России - Православной Церкви, царского самодержавия и православного народа». [Бендин, 2003]
Такие «взрывы» противостояния русского православия европеизации России созвучны общим историческим процессам: на всем протяжении своего развития христианская церковь Европы переживала натиск «еретических» движений, национального самоопределения народов в преодолении влияния католического Рима (Реформации). Помимо политических пружин интереса российской империи к православию, чисто философских исканий религиозного
17