Вы здесь

Традиции и инновации песенной культуры хори-бурят: историко-искусствоведческий аспект

Автор: 
Дарижапова Оюна Шираповна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
300380
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Содержание
Введение........................................................... 3
Глава 1. Историко-культурные предпосылки изучения традиционной песенной культуры хори-бурят......................... 12
1.1. Особенности культурно-бытовых условий формирования песенной культуры хори-бурят.............................. 12
1.2. История изучения традиционной музыкальной культуры хори-бурят..................................................... 32
Глава 2. Жанровая система песенной культуры хори-бурят в историко-культурной динамике...................................... 47
2.1. Обрядовые песни хори-бурят................................ 47
2.2. Необрядовыс песни хори-бурят.............................. 80
2.3. Трансформация песенной культуры хори-бурят в современных условиях.................................................. 99
Заключение........................................................ 116
Список библиографии и источников................................. 118
Приложения........................................................ 139
Введение
Актуальность исследования. Необходимость историкоискусствоведческих исследований песенной культуры конкретного этноса, проявляющейся в синкретическом единстве с обрядом, игрой, танцем, словесными и изобразительными формами фольклора, заключается в том, что, вскрывая истоки происхождения и общую логику ее развития, подобные исследования позволяют делать обобщения, касающиеся специфики бытования и истории формирования народного искусства в целом. Это тем более важно, что изучение данного явления позволит осмыслить механизмы обеспечения устойчивости функционирования народного искусства в современном^ мире и разработать предложения по государственной! и общественной поддержке традиционных сфер культурной жизни народа.
I
Певческие традиции- каждого народа есть, отражение реальной* исторически конкретной системы его песенной культуры, представленной совокупностью функциональных, стилистических и исполнительских составляющих, обусловленных музыкальным мышлением народа. Не* менее значима и этнографическая составляющая, народной песни, прямо или косвенно указывающая на происхождение народа, его родственные и* исторические связи и культурные взаимоотношения с другими народами. Это особенно ярко проявляется у хори-бурят в их трансграничном положении -данный народ проживает в трех соседствующих странах: в Китае, России, Монголии. В связи с этим возникает необходимость осмысления культурных явлений и закономерностей, проявляющихся под влиянием цивилизационных, социальных и иных отличий, бытующих в разных социальных системах, но в одной культуре. Проживание хори-бурят на территории трех стран не просто определяет специфику локальной культуры,
В 1727 году по Буринскому договору были определены приграничные рубежи между Россией, Китаем и Монголией. Они прошли по линии ныне существующей государственной границы, окончательно закрепив территорию вокруг Байкала, простиравшиеся в Забайкалье до Хилка, за Россией. С присоединением к России начался новый, российский этап в истории Прибайкалья. Последующее установление русско-монгольской границы стабилизировало этнический состав бурятского населения, вовлекая в орбиту объединительных тенденций хоринцев и монгольские этнические группы Забайкалья. Сложившаяся общность экономической жизни, единой феодализированной системы управления и другие факторы привели к тому, что на основе племенного союза предбайкальцев образовывается новая общность более высокого уровня - народность, расселившаяся на обеих сторонах Байкала. Логическим завершением консолидационных процессов стало принятие значения этнонима «бурят» в качестве названия единой народности, объединившей все население Предбайкалья и Забайкалья. Окончательное сложение бурятской народности относится к XIX веку28.
В 1799 году выходит Указ о заселении Восточного Забайкалья поселенцами из европейской части России - «О заселении земель полуденного края Сибири, лежащих между Байкалом, рекой Верхнею Ангарою, Нерчинском и Кяхтою, отставными солдатами, ссыльными, и помещичьими крепостными людьми, отдаваемыми в зачет рекрутов». Во исполнение этого указа из ряда губерний и Сибири в Забайкалье направляются поселенцы.
К 1805 году большая часть хоринцев, проживавшая на землях современных районов Бурятии и Читинской области (Читинского, Улетовского, Хилокского, Петровск-Забайкальского районов), организованно откочевала из Ингодинской, Хилокской, Чикойской долин и заселила Агинские степи, где проживала малая часть хори-бурят. Другие остались на
28 Зориктуев Б.Р. У каз. соч. - С. 12.
18
территории современной Бурятии29.
Значительную роль в ограничении миграции и кочёвок хори-бурят сыграло ранее отмеченное нами установление по Буринскому договору русско-китайской фаницы. Как известно, этим документом был запрещен вольный переход фаницы лицами русского, монгольского и китайского подданства. По этому документу граница между Россией и Монголией была установлена на всем протяжении - от реки Аргунь до верховьев Енисея. По существу это был акт окончательного закрепления Бурятии в составе России. Однако эти меры по прекращению недозволенных договоров переходов фаницы не имели полного эффекта. Так как в последующие годы еще совершались самовольные переезды фаницы, как отдельными лицами, так и фуппами людей по различным причинам. Об этом говорят материалы «Бурятских исторических хроник и родословных» Ц:Б. Цыдендамбаева, которые повествуют о том, что хори-буряты, некогда покинувшие родное Забайкалье по разным независящим от них причинам, «и поныне остались среди новой (бурятской) части баргутов Кулэн-Буира, что находится во Внутренней Монголии КНР»30.
В начале XX века объединительное движение бурят продолжается. Видными его деятелями были- Ц. Жамцарано, А. Доржиев, Б. Барадин, Г. Цыбиков, Б-Д. Очиров. Несмотря на то, что национально-освободительное движение не было однородным, в нем существовали различные направления и фуппировки, на- созывавшихся губернских и областных съездах бурят поднимались проблемы, среди которых наиболее насущным было требование предоставить бурятскому народу автономное самоуправление.
Вопрос о национальной автономии бурят получил положительное решение с установлением Советской власти. 30 мая 1923 года Президиум ВЦИК принял постановление об образовании путем слияния созданных ранее Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР в Бурят-
23 Гомбоева М.И. Указ. соч. - С. 60.
30 Цыдендамбасв Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные.-Улан-Удэ, 1972.-С. 31.