СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
ГЛАВА 1. Методологические проблемы исследовании роли армии в формировании идентичности российской молодежи..............18
1.1. Особенности идентичности молодежи в условиях институционального кризиса российского общества..................18
1.2. Динамика социокультурных функций армии в российском обществе.................................................41
ГЛАВА 2. Влияние армии на формирование гражданского и профессионального типов идентичности молодежи...................64
2.1. Имидж армии как фактор формирования гражданской идентичности молодежи.........................................65
2.2. Особенности становления профессиональной идентичности молодых курсантов........................................84
ГЛАВА 3. Этапы и механизмы конструирования идентичности молодежи во время прохождения срочной службы .................105
3.1. Специфика формирования идентичности призывников.....106
3.2. Символико-коммуникативные механизмы конструирования идентичности солдат срочной службы ...................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................151
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................155
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................171
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Динамические процессы, происходящие в обществе и социальных институтах, в значительной степени определяют направление и содержательные особенности процесса формирования идентичности российского населения. Многие исследователи сегодня говорят о коллективной дезориентации, кризисе идентичности, негативной идентичности, как о массовых характеристиках социокультурного пространства России. В. Хёсле утверждает, что сущностью кризиса идентичности является «...уменьшение идентификации индивидов с коллективной реальностью, которую они прежде поддерживали»1. Идентификационный кризис в нашей стране проявляется через активизацию процесса распада упорядоченной системы освоенных в ходе социализации ценностей, утрату традиционных групповых солидарностей, нарушение механизма культурной и поколенной преемственности.
Существование кризиса групповой идентичности негативным образом отражается на российской молодежи, которая наиболее восприимчива к ситуации разрушения коллективной памяти, традиций, утрате веры в общее будущее, дисгармонии между описательным и нормативным образами «Я». Между тем идентичность как свойство сохранять свою целостность и осознавать принадлежность к общностям в условиях нестабильности становится одним из важнейших факторов реализации молодежного потенциала. Позитивная социальная идентичность как ориентация на определенные образцы поведения определяет уровень интенсивности социальной активности молодежи, ее готовности к выполнению социальных ролей и гражданских обязанностей в обществе2.
1 Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философии. 1994. № 10. С. 113-123.
2 Хвыля-Олинтер H.A. Национально-культурная идентичность современной российской молодежи в условиях глобализации: методология социологического анализа: Ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010. С. 3.
3
ГЛАВА I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ АРМИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
1.1. Особенности идентичности молодежи в условиях институционального кризиса российского общества
В современных общественных науках существует множество содержательных трактовок понятия «молодежь». На наш взгляд, одно из наиболее удачных определений было дано известным отечественным ученым И.С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»1.
И.И. Иконникова и В.Т. Лисовский2, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но и единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий - важный показатель позиции молодежи в обществе. В.Н. Чупров также отмечает, что отличительное социальное качество молодежи определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сло-
1 Большая советская энциклопедия. Т. 16. М., 1988. С. 127.
2 Лисовский В. Т Указ. соч. С. 26.
18
жившуюся структуру общественных отношений1.
К молодежи в социологии обычно относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Процесс социализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы: подростки - до 18 лет, молодежь - 18-24 года, молодые «взрослые» - 25-29 лет. Возрастная стратификация отражает не только хронологический возраст человека, но и его общественное положение, социальный статус, диапазон социальных ролей. Именно возраст служит значимым
Л
критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей“. С этой точки зрения молодость выступает в качестве особой промежуточной фазы жизни человека («уже не..., но еще не...»), когда он вырастает из ролей ребенка и в то же время не является полноправным носителем ролей взрослого. Связь между возрастом и определенной социальной ролью может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение).
Таким образом, молодежь представляет собой специфическую возрастную, социально-демографическую группу, характеризующуюся социокультурными и психологическими чертами и свойствами, а общественное положение и ценностно-нормативные ориентации данной группы находятся в состоянии становления и формирования. Важно отмстить, что молодежь является объектом и субъектом процесса преемственности и смены поколений. Поэтому проблема молодежи как специфической социально-демографической группы в конечном итоге связана с тем, что общество может дать молодежи, с одной стороны, и что молодежь должна дать обществу - с другой3.
Важной характеристикой молодых людей является восприятие себя
1 Чупров В.И., Зубок 10.А. Молодежь в общественном воспроизводстве. С. 73.
2 Герасимов Г.И., Черноус В.В., Блинова М.С., Галкин М/7., Головченко Л.В. Корпоративная ответственность в системе ценностей студенческой молодежи Дона и Юга России. Ростов и/Д, 2004. С. 45.
3 См.: Ильинский И. Куда идти России. М., 1995.
19
- Киев+380960830922