Вы здесь

Предпринимательский вуз как перспективная модель развития высшего образования в России в условиях глобализации и международной интеграции

Автор: 
Гайнутдинова Ильмира Маратовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2011
Артикул:
301442
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
Глава I. Влияние процессов глобализации и международной интеграции на реформирование высшего образования в России
1.1. Процесс глобализации: сущность и содержание (социологический аспект)........................................16
1.2. Основные тенденции трансформации высшего образования
в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства.................................................38
Глава II. Предпринимательская деятельность высшей школы России в условиях рыночной экономики
2.1. Правовая институционализация и модернизация рынка образовательных услуг как предпосылки возникновения предпринимательского вуза...........................................56
2.2. Влияние кластеризации экономики на предпринимательскую активность вузов....................................................82
Глава III. Предпринимательский вуз - инновационная модель системы высшего образования
3.1. Инновационные процессы в высшем образовании в Республике Татарстан .........................................................98
3.2. Реализация основ концепции предпринимательского вуза..........109
Заключение........................................................144
Библиография.....................................................151
2
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях трансформационных процессов постсоветского пространства в центре изучения оказались вопросы современной ситуации в образовании, специфики социологического подхода к его изучению с учетом новых явлений и противоречий. В течение двух последних десятилетий в связи с изменением социально-экономических условий, в мировом академическом сообществе все больше нарастает осознание неизбежности организационно-управленческих трансформаций высшей школы. Эта необходимость стала еще более очевидной после кардинальных геополитических изменений, произошедших в начале 90-х годов XX века, и завершившихся процессов преобразования постиндустриального общества в глобальное сообщество, характеризуемое единым информационным пространством.
Образование в настоящее время переживает структурный кризис. Неэффективность существующей модели организации вуза в реалиях глобального пространства рыночной экономики стала очевидной для значительной части сотрудников высших учебных заведений и исследователей, как на Западе, так и в России. 13 связи с сокращением финансирования системы образования со стороны правительства и расширением рынка образовательных услуг, у вузов возникла необходимость совершенствования менеджмента и развития предпринимательской деятельности. Потребность в организационных трансформациях высшей школы дала толчок мощному исследовательскому поиску в этой области, вместе с тем вуз все еще остается недостаточно изученной темой с точки зрения теоретического и практического менеджмента организации, теории управления или социологии образования.
В современный период по-прежнему остаются актуальными вопросы, связанные с управлением инновационными процессами в высших учебных заведениях, проблемами инновационных трансформаций, утверждением
3
определяется духовными запросами потребителей, которые можно сформировать нужным для производителей образом.
Обязательной предпосылкой успешного сбыта информационных продуктов является глобализация культуры стран-потребителей. А когда глобализация начинает затрагивать не только экономику, но и культуру, то речь идет о глобализации общественного сознания. Люди оказываются все больше вовлечены в различного рода отношения, выходящие за рамки территории их постоянного проживания. На данный момент преждевременно ставить вопрос о глобальном единстве мировой культуры как неотъемлемой части мирового государства, однако налицо наличие глобальных культурных процессов - как интеграционных, так и дезинтеграционных, происходящих независимо от состояния отношений между государствами.
Согласно другой точке зрения, картина мира в результате глобализации более непредсказуема, хаотична и фрагментирована. Даже с учетом всей значимости влияния запада на восток и севера на юг, данные процессы, как считают критики концепции глобализации как культурного империализма, вовсе не обязательно должны рассматриваться в терминах господства-подчинения. Глобализация не сводится к гомогенизации по причине наличия тенденций к фрагментации и гибридизации.6
Интерес научной мысли к проблемам «мироцелостности», которую все чаще рассматривают сквозь призму идей взаимозависимости и взаимосвязанности актуализировался в 60-70 гг. прошлого века. Именно это дало толчок так называемым «мировым (world) и глобальным (global) исследованиям»7. Глобализация возникла исторически в эпоху современности или модерна. В середине XIX века люди также осознавали, что капитал начинает двигаться с огромной скоростью через национальные границы, стирая отличия между регионами. В XIX веке, задолго до появления понятия
6 Баркер К. Глобализация и культурная идентичность // Контексты современности - II: хрестоматия - Казань, 2001. С. 124-127
7 Чешков М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et Contra. - 1999. - Т. 4, № 4. - С. 116.
17
«глобализация», исследователи писали о едином мировом пространстве. Широко известны примеры, например, изобретения ткацкого станка в Англии и последствий его применения для ручных ткачей в Индии; или влияние идей свободомыслия в Европе на революционные движения в России. Нет единого толкования точки отсчета глобализации. Некоторые, например, Юрлов Ф.Н., считают, что глобализация пока находится в начальной стадии, а проявляться она стала лишь после окончания «холодной войны» и поэтому невозможно
о
предсказать ее последствия. Другие же отмечают подвиги Марко Поло, путешествия Магеллана, объединяющий характер первой промышленной революции и т.д. Например, Р. Робертсон и М. Уотерс полагают, что глобализация - длительный исторический процесс, а начало глобализации или формирование ее предпосылок относят к рубежу XV и XVI вв. Г. Терборн обнаруживает в истории, по крайней мере, шесть «волн» глобализации, самой ранней из которых он считает экспансию мировых религий в III - VII вв. н. э. Румянцев А.Г. считает, что процесс глобализации начался намного раньше появления самого термина и теорий, связанных с ним и, в свою очередь выделяет четыре этапа глобализации: заморская торговля; фабричное
производство; колониальный раздел; информационное измерение человечества9. М.Уотерс прямо определяет глобализацию как «процесс, в котором географические ограничения, налагаемые на социальные и культурные установления, отступают, и в ходе которого люди все более осознают, что эти ограничения отступают».10 Однако полностью реализованное глобальное общество - это общество, в котором географические барьеры и политические границы ни от чего не ограждают.
Е1екоторые теоретики помещают источники глобализации в глубь веков, признавая, впрочем, что лишь модернизация привела к интенсификации этого
8 Юрлов Ф. Н. Социальные издержки глобализации / Ф. И. Юрлов // Социологические исследования. - 2001. -№7. -С. 13
9 Румянцев Л. Г. Современное государство и вызовы постиндустриального общества [Электронный ресурс]. Гл. 1. Трансформация политико-экономического устройства мира / Л. Г. Румянцев. - URL: hltn://www.law.nct.ru/stat is/intlcx.hlm (дата обращения: 15.07.2010)
10 Waters М. Globalization / М. Waters. - London; New York: Routledgc, 1995. - XIV, 185 p.
18