Вы здесь

Развитие стиля аттической вазописи в позднеархаический период : 530-490 гг. до н. э.

Автор: 
Самар Ольга Юрьевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2011
Артикул:
301565
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Содержание
Введение и историография 4
Глава 1.
Аттическая вазопись в эпоху зрелой архаики. Расцвет чернофнгурного направления и появление краснофигурной техники.
/. Искусство Афин под покровительством Писистрата 23
2. Аттическая вазопись третьей четверти VI века до н.э. 31
3. Аттическая вазопись 520-х годов до н.э. Творчество 54
мастера Андокида.
Глава 2.
Первый этап развития аттической позднеархаической вазописи.
Круг мастера Ан гимена и группа Пионеров.
1. Аттическое искусство времени правления Писистратидов 82
2. Аттическая чернофигурная вазопись 520-510 гг. 89
до н.э.
3. Аттическая краснофигурная вазопись 520-510 гг. до н.э. 130
Глава 3.
Второй этап развития аттической иозднеархаической вазописи. Мастера 510 - 490 гг. до н.э.
1. Клисфсп и искусство демократических Афин. 149
2. Аттическая краснофигурная вазопись 510-490 гг. до н.э. 156
3. Аттическая чернофигурная вазопись 510-490 гг. до н.э. 167
Заключение. 231
Список сокращений. 239
Библиография. 241
Примечания. 264
Приложение 1: Каталог ваз. 288
Приложение 2: Особенности развития вазовых форм в 328
аттической расписной керамике нозднеархаичсского периода.
Приложение 3: Особенности развития тем и сюжетов в 347
аттической вазописи позднеархаического периода.
Примечания к приложениям. 376
Список иллюстраций 386
Альбом иллюстраций.
396
Диониса на каждой стороне сосуда, поэтому мы находим здесь странное сочетание фриза и двух замкнутых композиций.
Близость к ранним вазам обнаруживает и другое известное подписанное произведение Лидоса, дошедший до нас во фрагментах, - динос с изображением Гигантомахии, найденный на Акрополе Афин.135 Здесь выделяется несколько фризов,, как на более ранних вазах этого типа, например, на диносе Софилоса.136 Кроме основного фриза с гигантомахией есть и фризы с процессией жертвенных животных, со сценой охоты и традиционный фриз с животными. Дошедшие до нас фрагменты главного фриза поражают грандиозностью сцены сражения, в которой представлено одновременно несколько групп, тела пересекают друг друга. Всё здесь наполнено движением: движутся колесницы, целятся лучники, сходятся в поединке противники. Интересно, что возле колесницы Посейдона есть также элемент пейзажа — поросший хвойными веточками холм и маленькая лань, бегущая по его склону. Удивительна тончайшая проработка Лидосом деталей, для чего он использует гравировку, накладные краски: разнообразие орнаментов на тканях, на доспехах, например, прекрасный щит с изображением пчелы у соперника Афродиты. Эта тонкая гравировка - дань традиции миниатюристов предыдущего поколения. В росписи есть большая авторская самостоятельность и мастерство, но она ещё не окончательно отделена от старой традиции первой половины VI в. до н.э.
Начало же нового направления в искусстве вазописи читается в росписи амфоры с изображением Разрушения Трои, приписываемой Лидосу (гит. б). Это рапе1-амфора с композициями в клеймах. В центре главной композиции - Неоптолем, убивающий Астианакса и Приама, сидящего на алтаре, эта группа фланкируется Менелаем и Еленой слева и двумя плакальщицами справа. Мы снова видим несколько статичные и угловатые фигуры героев Лидоса, но композиция совсем иная - замкнутая, составленная из трёх групп. Так в творчестве Лидоса сложились новые принципы построения композиции — компактность и целостность сцены.
39
Лидос нашёл особенную драматическую остроту действия в противостоянии героев; в их диалоге, что стало излюбленным приёмом последующих поколений вазописцев. Известно, что он прожил долгую творческую жизнь. Его произведения показывают становление новых принципов аттической вазописи в рамках более ранних схем.
Ещё один важный мастер середины и третьей четверти VI в. до н.э. Амасис. Известно восемь подписанных им как гончаром ваз и все они расписаны одним художником, скорее всего, им же самим. Ещё известны две вазы его мастерской, расписанные Лидосом и одна, расписанная мастером краснофигурной вазописи. Джон Бизли приписывает ему как вазописцу более 80 работ.
Вазы Амасиса выделяются особой, мягко очерченной формой, что заметно на примере его лекифов. Интересно, что он расписывал и крупные, и малые вазы одинаково успешно. Стилистически его произведения близки к работам Лидоса и киликам Сиана, но отличаются меньшей условностью и статичностью в передаче человеческих фигур. Его виртуозные миниатюры не уступают росписям Клития. Большую роль в его произведениях играет линия контура, часто подчёркнутая гравировкой, и выявляемая ею пластика силуэта. Фигуры героев становятся всё более гармоничными, их движения плавными и живыми. Мастер гравирует тонкий декоративный рисунок, особенно в трактовке волос и ткани. Фактура поверхности передаётся разнообразной частотой и направлением линий. Но этот внутренний рисунок не передаёт объём мускулатуры или складок ткани.
Из числа традиционных работ мастера Амасиса можно назвать его серию рапе1-амфор с пятифигурными композициями в клеймах, например, амфору с Еленой и Менелаем в Мюнхене (ипл. 8 - Я).138 Формально эта композиция близка к произведениям Лидоса в своей статичности и угловатости фигур, в своей простоте. Напряжённые фшуры героев, напоминающие знаменитые статуи ранних куросов, их огромные круглые глаза и непропорционально маленькие стопы и кисти рук выглядят довольно