Оглавление
ВВЕДЕНИЯ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРАВЕНСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ............................................... 17
1.1. Институт образования в классических социологических теориях.........17
1.2. Проблемы дифференциации в образовании в зарубежной социологии.......33
1.3. Исследования неравенства в образовании в советский период...........71
1.4. Постсоветские исследования неравенства в сфере образования..........83
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...................................... ............ 102
2.1. Модель анализа.....................................................102
2.2. Эмпирическая база исследования.....................................110
2.3. Методологические основания и методика расчета индекса экономических ресурсов ............................................................................117
2.4. Методологические основания и методика расчета индекса культурных ресурсов .... 128
2.5. Влияние экономических и культурных ресурсов семьи на культурные ресурсы школьников..................................................................141
2.6. Влияние экономических и культурных ресурсов семьи на успеваемость школьников ............................................................................151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................167
ЛИТЕРАТУРА................................................................170
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................. 180
Блок вопросов «Образование детей» из бланка интервью «Положение многодетных семей в Белгородской области».....................................................180
2
Введение
Актуальность темы исследования
За последние 20 лет в российском обществе произошли глубокие изменения, обострившие проблему социального неравенства. Эти изменения не обошли стороной один из ключевых институтов социального воспроизводства - систему образования. Исследования, проведенные российскими социологами, указывают на усиление социальной дифференциации на всех ее уровнях. Процессы дифференциации приводят к тому, что у выходцев из бедных или околобедных слоев снижаются шансы на получение качественного образования, а преимущества при поступлении в лучшие российские и зарубежные вузы имеют представители обеспеченных слоев населения.
В качестве одного из социально значимых ресурсов, аккумулируемых учащимися на протяжении школьного обучения и затем конвертируемых в образовательные достижения, можно рассматривать успеваемость. Академическая успеваемость, полагает французский социолог П. Бурдьё, в значительной степени формирует габитус — стартовую точку социальной биографии индивида, влияющую на его дальнейшие социальные перемещения. Американский социолог П. ДиМаджио рассматривает ее как элемент статусной культуры, обладающей способностью консолидировать разные социальные группы на ранних этапах биографии, как фактор, формирующий разные языки описания, разные представления о мире, обществе, социальном достижении1. По данным некоторых исследований2, низкий уровень успеваемости нередко ограничивает образовательные
1 Как следует из анализа, проведенного Я.М. Рошиной, уровень академической успеваемости относится к числу тех факторов, которые существенно повышают шансы на социальную мобильность: «...Шансы постушгть в вуз у выпускников-хорошистов в 4 раза, а у выпускникоп-отличников в 7 раз выше, нежели у тех, кто получал удовлетворительные оценки» [49, с. 71].
2 Например, данные исследования «Институциональные, мотивационные и личностные факторы социальной мобильности в период реформ», проведенного сектором изучения социальной мобильности Института социологии РАН в 2009-2010 гг.
3
выработать у ребенка тот набор качеств, который обязателен в той социальной среде, к которой он принадлежит. На основании этого Дюркгейм делает вывод о том, что идеал воспитания формируется как обществом в целом, так и конкретной социальной средой. В данном случае единство и множественность систем воспитания не противоречат друг другу, напротив — создают необходимое условие для поддержания социального порядка. Так, согласно Дюркгейму, общество может существовать, «только если между его членами существует достаточная гомогенность» [17, с. 55]. Единый стандарт воспитания является условием создания такой гомогенности. Вместе с тем какая-либо кооперация возможна лишь на основе достаточного разнообразия, которое и обеспечивается множественностью систем воспитания: «Воспитание, саморазличаясь и специализируясь, обеспечивает устойчивость этого необходимого разнообразия» [17, с. 55].
Причина, порождающая институт воспитания; заключается в двойственной природе человека. С точки зрения Дюркгейма, в каждом человеке присутствуют два существа. При рождении человек представляет собой не более чем эгоистичную и асоциальную индивидуальность. Для того чтобы жить в обществе, он должен обрести новую сущность - социальную. Именно в формировании этого нового - социального - существа и заключается цель воспитания. Как пишет Дюркгейм, «с каждым новым поколением общество оказывается почти перед tabula газа, на которой ему предстоит писать заново» [17, с. 14]. Воспитание представляет собой способ, при помощи которого общество получает возможность формировать, создавать граждан согласно своим идеалам и потребностям [17, с. 17].
Важно подчеркнуть, что следующие положения, разработанные Дюркгеймом по поводу роли института образования в обществе, оказались наиболее плодотворными как для последующего развития социология образования в целом, так и для исследования неравенства в сфере образования. Во-первых, это представление о неравенстве, изначально присущем образованию. Причем, неравенство обусловлено как
- Киев+380960830922