Эи
Содержание
Введение.....................................................4
Глава I. Клара и Роберт Шуман в Санкт-Петербурге
и Москве в 1844 году.....................................24
Планы и приготовления....................................25
В пути...................................................36
Предшественники и соперники..............................38
Концерты (Реклама — Был ли успех? — Репертуар —
«Соединение противоположностей»).........................52
Шуман....................................................67
Круг общения.............................................86
«Поездка была [...] не без трудностей, но от начала
до конца интересна»......................................96
Глава II. Шуман и Елизавета Кульман..........................101
«В память о поэтессе»....................................102
О «Девичьих песнях» в их сравнении с «Семью
песнями Елизаветы Кульман. В память о поэтессе»..........123
Загадки Кульман..........................................129
Глава III. Марфа Сабинина и ее воспоминания
о Кларе и Роберте Шуман..................................146
Три жизни Марфы Степановны Сабининой.....................146
Воспоминания о Кларе и Роберте Шуман из «Записок»
М. С. Сабининой .........................................154
Глава IV. Некролог как первая биография......................183
Глава V. «Двадцать лет спустя»: Клара Шуман
в России в 1864 году.....................................207
Глава VI. К истории первого издания Полного собрания
фортепианных сочинений Шумана............................235
Глава VII. Русский взгляд на оркестр Шумана..................255
Глава VIII. «Геновефа», «Генофенфа», «Геновева»..............284
Заключение. На рубеже веков и эпох...........................325
з
Литература.....................................................351
Приложение I. Документы русского путешествия Клары и Роберта Шуман 1844 года Русская пресса о петербургских и московских гастролях
Клары Шуман ..............................................377
Из воспоминаний и писем...................................424
Приложение II. Документы концертной поездки Клары Шуман в Россию в 1864 году
Список публикаций в русской прессе о концертах
Клары Шуман и с ее участием в Петербурге и 1Москве 433
Шесть писем из России.....................................434
Клара Шуман в России. Воспоминания Д. В. Стасова и письма к нему Клары Шуман...............................442
Приложение III. Список рецензии на русскую премьеру «Геновевы»........................................
453
44
Больших пианистов и вообще музыкантов в России до 1844 года перебывало немало, особенно в последние 10-15 лет. Николай 1, по словам
Н. Финдейзена, «любил блеск и оживление, и уже первые годы его царствования ознаменовались усилением музыкально-театральной деятельности»45. Как результат — гастроли зарубежных артистов с конца 1820-х годов заметно участились. А со второй половины 1830-х петербургские концертные сезоны вполне могли поспорить по составу исполнителей с парижскими, в чем нетрудно убедиться, взглянув на приводимый ниже список (в него включены лишь имена известных музыкантов; имена пианистов выделены):
1837 Александр Жозеф Арто Макс Борер
Теодор Гауман Леопольд фон Мейер
1838 Александр Жозеф Арто Уле Буль
Анри Вьетан Адольф Гензсльт Робена Энн Лейдло Кароль Липиньский Леопольд фон Мейер
1839 Анри Вьетан Кароль Липиньский Клара Новелло Камилла Плейель Адриен Франсуа Серве Сигизмунд Тальберг
45 Финдейзен Н. Музыка в русской общественой жизни начала XIX века // Русская музыкальная газета. 1900. № 48. С. 1291.
45
1840 Анри Вьетан Александр Дрейшок (Генриетта Зонтаг-Росси16)
Леопольд фон Мейер Франсуа Прюм
Адриен Франсуа Серве
1841 Шарль Огюст Берио Уле Буль
Сабина Гейнефетер Александр Дрейшок Джудитта Паста Адриен Франсуа Серве (Г. Зонтаг-Росси)
1842 Александр Жозеф Арто Арнольд Жозеф Блез Франц Лист Леопольд фон Мейер Адриен Франсуа Серве Камилло Сивори Аннета Финк-Лор
1843 Франц Лист Джованни Баттиста Руби и и Фердинанд Селье
И если Фердинанда Риса, Иоганна Непомука Гуммеля, Марию Шимановскую, выступавших в России в 1810-1820-х годах, в 1844-м помнили лишь меломаны со стажем, то перечисленных выше пианистов — значительная часть тогдашней концертной публики.
В художественной памяти русских слушателей Клары Шуман существовал и еще один пласт, который нельзя не учитывать, говоря о ее гастролях, — более чем тридцатилетняя творческая деятельность в России Джона Фильда.
46 Находясь в России в качестве супруги итальянского посланника, певица выступала только в благотворительных концертах.
- Киев+380960830922