СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Средства массово»! информации
в системе воспроизводства информационного общества 10
1. Теории информационного общества: подходы к анализу 10
2. Институт СМИ в социальной структуре
информационного общества 33
Глава 2. Характер и содержание социального
результата деятельности средств массовой информации 53
1. Методологические подходы к оценке результативности деятельности СМИ 53
2. Факторы, определяющие результативность СМИ 82
3. Влияние на формирование профессиональной структуры общества как социальный результат деятельности СМИ 109
Глава 3. Методы оценки социальной результативности СМИ 132
1. Методы измерения эффективности деятельности СМИ 132
2. Модели оценки эффективности деятельности СМИ 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 168
ПРИЛОЖЕНИЯ 175
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется постепенным переходом к новому типу общественного устройства - так называемого информационному обществу. Последствия этого процесса, проявляются в, ускоряющейся информатизации всех сфер деятельности; образованию
единого информационного пространства, а также в увеличении доступности различных видов информации и расширении потенциальной.аудитории.
На сегодняшний день средства массовой информации; играют важную-роль, как институт общества; обеспечивающий социальную коммуникацию, связывающий между собой различные части социума:. Средства массовой информации не только становятся все более важным посредником между индивидом и миром, но и, , являются, в определенной степени,
информационной базой общества, поэтому возникает вопрос о качестве циркулирующей информации, об; • адекватности информационного^
отображения социальных процессов; эффективности деятельности средств массовой информации'в-различных направлениях. /
В условиях современного информационного общества; охваченного процессами глобализации:, и. мировым экономическим кризисом,
информационный потенциал средств массовой информации активно используется в> целях манипулирования общественным сознанием и обслуживания массовой потребительской культуры. Манипулирование информацией ведет к тому, что резко падает качество транслируемой; информации, и теряется_объективность_01ображения_рсальносхи—Даиная: тенденция отчетливо проявляется во время различных кризисов — экономических, политических, социальных.
Благодаря распространенности, доступности и способности удовлетворять разнообразные информационные потребности аудитории, средства массовой информации все более расширяют сферу своего влияния.
демассовизацию общественных процессов: информационное общество
перестает быть массовым и становиться более многообразным в своих проявлениях.
Также важной приметой новой эпохи становится процесс децентрализации, проявляющийся в отсутствии какого-либо одного социального института, играющего центральную роль в жизни общества. Теперь общественное- устройство формируется скорее по принципу сети, нежелигпо принципу институциональной иерархии:
Тоффлер*- прогнозирует развитие процессов' демонополизации и дебюрократизации: экономической системы общества, что неизбежно-влечет за собой социальные, культурные и политические трансформации.
Концепция информационного общества Э:Тоффлера представляется наиболее разработанной и продуманной из всех современных социальных концепций.'Социолог наглядно демонстрирует, как. в течение: времени под воздействием технологических изменений трансформируются, все основные сферы деятельности человека.
В работе 'Мануэля-. Кастельса, испанского^ философа и социолога, «Информационная эпоха»* дается развернутая характеристика, новой стадии развития общества. Наступление информационной эпохи, согласно Кастельсу, свидетельствует о возникновении нового типа общества, основанного на использовании электронных сетей.. Это новое общество он называет информациональным- капитализмом, так как основные формы капитализма в нем сохраняются, однако-“ главным источником производительности труда становятся информации и знания*. Данный подход отличается от предыдущих тем, что в нем постулируется^ сохранение прежних тенденций наряду с появлением новых феноменов общественной жизни.
Возникновение информационального капитализма Кастельс относит 1970-м годам. Экономический кризис этою периода совпал с развитием и быстрым ростом достижений в сфере информационно-коммуникативных
технологий, что обеспечило новые источники прибыли. Кастельс. пишет об информационной модели развития, по пути которой пошли западные общества. Широкое использование новых технологий в экономической деятельности, развитие сетей и, как следствие, снятие пространственных ограничений постепенно приводят к зарождению нового типа социальной организации - сетевого, объединяющего все больше людей и процессов. В информационной» модели развития источник производительности заключается в технологиях генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации:.[36,с.39][
Таким образом * информационное общество - это специфическая форма социальной организации, в которой новые технологии генерирования, обработки и передачи информации становятся основами его развития.
Согласно Кастельсу, информационная революция ведет не только к глобализации, но и к изменению организационных форм: деятельности; к уходу от бюрократических процедур. Он не считает роль транснациональных корпораций ведущей в; информационную: эпоху, полагая что в сетевом обществе* меняется- буквально- все, успех начинает зависеть от скорости реакции, способности адаптироваться, к глобальному рынку щ участия в информационных сетях;
Кастельс выделяет основные признаки информационного общества. Прежде всего определяющая черта такого типа общества — сетевая логика его построения; Сетевое общество создается «сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство... все общества информационной эпохи действительно пронизаны. — с различной интенсивностью — повсеместной логикой сетевого общества, чья экспансия- постепенно абсорбирует и подчиняет предшествовавшие социальные формы». [36,с.505] Также сетевая логика характерна и для любой системы, в том числе системы человеческих отношений, использующей новые информационные технологии и
20
- Киев+380960830922