2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Историография......................................с.4
ГЛАВА П. Ярославский посад и его роль в формировании местной иконописной школы во второй половине
ХУТ-ХУП веков................................... . с.22
ГЛАВА Ш. Ярославская иконопись второй половины ХУ1-
40-х годов ХУЛ века...............................с.46
ГЛАВА 17.Иконопись Ярославля 50-х годов ХУЛ века ... с.69 ГЛАВА У. Теоретические взгляды и творчество Иосифа Владимирова и расцвет ярославского иконо-
писания в середине ХУЛ века ...................... с.92
ГЛАВА У1. Пути развития иконописи Ярославля во второй
половине ХУЛ века................................ с .115
ГЛАВА УЛ. Ярославская иконопись двух последних
десятилетий ХУЛ века ............................ с.149
ВЫВОДЫ...................................................... с. 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................с.183
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................с. 185
БИБЛИОГРАШЯ.................................................с. 207
Работа состоит из семи глав текста на 184 машинописных страницах и приложений (232 примечаний, списка литературы из 185 названий и альбома-каталога из 112 фотографий)*
40
ния, среди них - космографии, лечебники, сочинения древних языческих писателей. ^Еще-более-обширное-собрание-бшю-у-'митрополи-
/
та Петра-Логилы| Крупные библиотеки имели новгородский воевода Татищев, оружничий Б.М.Хитрово, холмогорский архиепископ Афанасий и др. /61/.
I
Большими любителями книг были, уже не раз упоминавшиеся, Строгановы. Аника Строганов в описи своей библиотеки в 1578 году указывает 205 книг. Максим Яковлевич Строганов, организатор
/
дохода Ермака, имел особое "коробье" для книг, которые он брал
с собой в поездки ^ /90/. В первой половине ХУЛ века в биб-
7Т
лиотеке трех семей Строгановых скопилось не менее 900 томов
)
/14/. С.П.Луппов замечает: "Можно лишь предполагать, что крупные
книжные собрания имели не одни Строгановы, но и другие предста-
7?
вители верхушки торгово-промышленного населения" . Действитель-
I
но это было так.
У упоминавшегося ранее ярославского купца и серебрянника Василия Григорьевича Лыткина был брат Третьяк Лыткин. Сведения о нем есть в Записках ярославского изографа Василия Никитина /84/ и в "Благословенной грамоте" Варлаама митрополита Ростовского на построение церкви Дмитрия Солунского, выданной в 1645 ' ' * >
году и в других источниках /21/. Василий и Третьяк Лыткины жили в приходе этого храма.
Третьяк Лыткин был владельцем большого книжного собрания, о чем сведет ел ьсвует опубликованная во П томе Русской исторической библиотеки "Роспись книгам домовым", вложенным в Красногорский монастырь на Пинеге Третьяком Лыткиным в 1635 году. Роспись включает 100 книг /136/. Здесь, кроме книг духовного содержания и сочинений отцов церкви, поименован "Алфавит", "Зерцало", "Лето-
41
писец великий русский", "Хронограф", "Степенная книга", "Судебник", "Книга Донское побоище", "Повесть о Печерском монастыре",
графия", "Летописец" Авраамия Палицына, "Летописец Устюжский", "Небеса" Иоанна Дамаскина, "Пчела" Василия Нового, "Лествица" и т.Д.
Этот, далеко не полный, перечень противоречит выводу, сделанному Н. А. Баклановой о том, что "представители торгово-промышленных верхов и более за житочных слоев этой общественной груп-
73
пы держались старины в отношении состава своих библиотек" .
Библиотека Третьяка Лыткина вполне соответствует уровню своего времени.
Судя по "Описи” имущества церкви Ильи Пророка, книги были и у Скрипиных. Известны экземпляры книг из собрания Никитниковых ^ /109/. Уже переехав в Москву, ярославские купцы Никитниковы стали одними из первых владельцев "Библии Пискатора".
"У посадских людей, - делает вывод С.П.Луппов, - в числе книг различного содержания было относительно меньше богослужеб-
і
ных книг, а больше книг для чтения, а главное, у них было сравнительно много книг светского содержания?
Интересные сведения дают владельческие записи на книгах
/
/ІЗ/. В 1687 году архимандрит ярославского Спасова монастыря, сердито сетуя, написал на одном из томов, чтобы книг никому не давали, так как "мирские люди брали книги и много за ними пропало, а черньцы крали книги и уносили" Среди владельцев, оставивших свои автографы на различных книгах, были ярославцы: посадский человек Стефан Васильев, имевший "Сборник повестей и житий"; посадский человек Дмитрий, владевший рукописью "Изма-
п
Грамматика", "Домострой", "История о Казанском взятии", "Козмо
- Киев+380960830922